Сислей долго был наименее известным среди своих товарищей по движению импрессионистов
У каждого художника свой «пунктик». Клод Моне обожал соборы, стога и кувшинки. Эдгар Дега – танцовщиц. У Сезанна были непростые отношения с яблоками и горными склонами на Лазурном берегу. Ван Гог любил подсолнухи и поля. Альфред Сислей — мосты, небо и реки.
Конечно, все не так просто. Монополии на части пейзажа не было ни у кого. А Сислей долго был наименее известным среди своих товарищей по движению импрессионистов. Участвовал во всех мятежных выставках друзей и однокашников, но казался среди них далеко не самым-самым.
Он был влюблен только в живопись и красавицу Эжени. Он был беден (не сразу, но потом как-то тотально беден и не успешен). И еще он был англичанином, а не французом. Британским подданным, так никогда и не получившим французского гражданства — хотел, но почему-то его не дали. Сыном торговца шелком, поначалу зажиточного, но разорившегося на фоне войн и потрясений последней четверти XIX века.
Не сиреневый туман
Чем Сислей отличался от своих друзей – Ренуара и Моне, например? Возможно, он был менее оптимистичен. Если он не видел солнца, на его пейзажах солнца не было. Если он видел туман, то он погружался в этот туман и погружал туда своих зрителей.
На первой выставке импрессионистов была именно такая картина. «Туман. Соседи». На полотне — еле различимый в тумане сад, тающие в дымке цветы и дерево. Силуэт склонившейся за прополкой женщины. Дымчатая красота обыденности: «импрессьон», «впечатление», может быть и таким.
В первые годы своей жизни художника в Париже он пользовался поддержкой отца. Хотя ни профессия Сислея, ни его любимая женщина семьей одобрена не была. А потом финансовый источник иссяк, и одновременно родились сыновья. Семья жила только на деньги от проданных работ, и денег этих было мало. Сислей не был скандальной звездой.
В целях экономии Альфред и Эжени снимали жилье не в Париже, а неподалеку от него, рядом с небольшими речками и скромными мостиками. Однажды некий меценат оплатил поездку Сислея на историческую родину – в Англию; там верный себе, рекам и мостам, художник написал двадцать видов Темзы. Брак с Эжени тоже состоялся в Британии, но позже. К этому моменту они были вместе больше тридцати лет, их дети подросли до вполне взрослого состояния, и семья уже молчала по поводу французской невесты. Законная свадьба прошла в Кардиффе, где Сислей писал суровые, почти злые, скалы и море.
Вскоре после бракосочетания Эжени умерла, Альфред пережил ее лишь на несколько месяцев: он не дожил и до шестидесяти, скончавшись от рака гортани. Первая действительно выгодная продажа его картины состоялась через год. 43 тысячи франков — таких денег Альфред при жизни и в руках не держал.
Еще одна посмертная покупка состоялась сразу после смерти Сислея. Его друг Клод Моне собрал деньги среди тех, кто любил художника, чтобы помочь близким с финансами, оплатить похороны, а еще — выкупить у семьи картину «Канал Луэн» и оставить ее во Франции. Полотно передали в музей Люксембургского дворца, а сейчас оно находится в Музее Орсэ. На картине – оголенные стволы тополей, бледные на фоне бледного неба и бледной воды канала. Нежность, ясность, прозрачный воздух.
Ограбление на Лазурном берегу
Есть еще одно печально известное (но по другой причине) полотно – «Аллея тополей в окрестностях Морэ-сюр-Луэн». Его крали трижды. Сперва — в период оккупации Франции. Обнаружили картину в 1949 году, в Баварии, и передали в Лувр, а из него — в музей Массена в Ницце; в 1978-м она была украдена снова. Нашлась через год, какое-то время мирно висела в Ницце уже в другом музее, а в сентябре 1998-го там случилась сцена из боевика: в час дня, в воскресенье, когда для публики вход был бесплатным, в музей ворвались грабители в масках, наставили пистолеты на персонал и приказали всем лечь на пол. Начали хватать картины, убегая, одну уронили. Четыре полотна остались у бандитов: Клод Моне, две картины Яна Брейгеля-Старшего, Альфред Сислей. Пятое полотно тоже было кисти Сислея, но рама оказалась слишком тяжелой, выскользнула у преступников из рук, падая на пол, сломалась…
«Аллея тополей в окрестностях Морэ-сюр-Луэн»
С 2008 года «Тополя» растут в Парижском музее Орсэ. Судя по тому, как часто к ним приходят воры, через пару лет можно ждать новую сенсацию…
А в конце девятнадцатого века все было просто. Два человека, Эжени и Альфред, были похоронены на кладбище того самого городка Морэ-сюр-Луэн. Слишком спокойные, чтобы своими страстями дополнить хрестоматию великих любовей или несчастных гениев. У берегов Луэна Сислей жил последние 19 лет. А картина его «Берега Луэна» 8 лет назад была продана за один миллион четыреста тысяч долларов. (Еще раньше, в 1976 году, в честь художника была названа компания Sisley, производящая дорогие косметику и духи — тоже своего рода признание). В основном же Сислея ценят в музеях государственных, во всем мире – от Эрмитажа с Пушкинским до Орсэ, Лондонской Национальной галереи и Метрополитэн.