На экраны 31 октября выходит новая спортивная драма «Федя. Народный футболист». Лента про легендарного и обожаемого страной футболиста «Спартака» 1980-х Федора Черенкова. Про то, как гениальный парень из московского двора должен был стать великим не только для Советского союза, но и для всего мира. И про то, почему он им не стал.
Встречался ли Черенков с Высоцким и каким был Бесков
Когда вы будете смотреть фильм «Федя. Народный футболист», вас будет тянуть в «Википедию» чтобы узнать, правда это или нет. И вы узнаете — что-то неправда. Например, Федор Черенков никогда не пересекался с Владимиром Высоцким.
Но в ленте будет и очень много того, о чем десятилетия в футбольном мире ходили байки и легенды. Про тренера Константина Ивановича Бескова по кличке Барин, который бесился, когда Юрий Гаврилов приезжал в Тарасовку на базу «Спартака» на отцовском «Запорожце». Или про то, как в команде героем анекдотов становился Буба — защитник Александр Бубнов, ставший после карьеры одиозным экспертом. Или про Николая Петровича Старостина в неизменном черном костюме.
Но самое главное, что там будет правда про самого Федора Черенкова. Про его талант и любовь к нему всей страны. Но также и про его страхи и проблемы, обернувшиеся психологическими срывами и лечебницами. И не давшие гениальному футболисту прогреметь на весь мир.
Эта правда про Федора Черенкова и станет главным раздражающим фактором фильма. Ведь это спортивная драма не про футбол. Не про ностальгию по СССР 1980-х, где все было честнее. И даже не про противостояние московского «Спартака» и киевского «Динамо». Это кино про трагедию человека, которого Бог одарил огромным талантом. Но почему-то сделал так, что этот талант обернулся проклятьем. И каждый раз, когда Федя Черенков выходил перед переполненными трибунами, когда вынужден был окунаться в атмосферу с напряжением в тысячу вольт, он ощущал себя маленьким мальчиком, оказавшимся в одиночестве перед всей жестокостью этого мира.
И иногда не выдерживал этого испытания.
Афиша фильма «Федя. Народный футболист».
Без сахарной ваты
Вокруг этой правды про Федора и пойдут споры. Кто-то оценит. Но кто-то будет срываться на авторах ленты, гневно спрашивая, зачем развеивать красивые мифы вокруг самого любимого футболиста СССР 1980-х? Зачем рассказывать о том, что у него действительно был психологический срыв после матча с Бельгией? Зачем говорить, что Черенков несколько раз лежал в больнице? А потом врачи запрещали играть ему в футбол, опасаясь самого худшего?
Эту правду кто-то обязательно сочтет оскорбительной. Словно она каким-то образом обесценивает Черенкова. Словно очерняет его имя и делает Федора Федоровича хуже.
Этот вопрос и был главным к создателям фильма — к автору сценария и продюсеру Илье Казакову и главному режиссеру Николаю Акелькину. Может быть стоило податься соблазну и сделать красивую сказку про Черенкова? Сладкую, как сахарная вата, пусть и такую же пустую.
На него ответил Илья Казаков.
— Мы с самого начала решили делать честный фильм. А для меня одним из самых эмоциональных моментов был тот, когда мы перед съемками отдали сценарий дочери Федора Федоровича Анастасии. Три дня она не выходила на связь. Потом Анастасия рассказала, что все эти три дня она провела в слезах. А затем позвонила и сказал всего лишь три слова: «Да, это папа».
Счастливый 1987-й
Так что, когда вы придете на фильм «Федя. Народный футболист», вы будете смотреть не просто спортивную драму. Вы не только увидите, как Николай Фоменко — главная актерская удача ленты — вживается в роль Константина Ивановича Бескова. Вы вспомните, какими были в молодости Ринат Дасаев и Сергей Родионов. Еще раз поймете, каким для футболистов был великий и ужасный Валерий Лобановский. Нырнете в атмосферу главного в те времена футбольно-идеологического противостояния «Спартак» Москва — «Динамо» Киев. И увидите, как даже в наши времена можно сохранить о нем хорошую память.
Но главное, вы порадуетесь за Федю Черенкова, гениального футболиста и замечательного человека. И увидите, что в его сложной судьбе были и счастливые дни. Фильм — не его полная биография. Лента заканчивается на чемпионском для «Спартака» и Федора 1987-м. Потом у Черенкова в его очень рано оборвавшей жизни было разное: и два развода, и странная командировка в чемпионат Франции, и возвращение в «Спартак», и неудачные попытки заняться бизнесом…
Но, кажется, в том 1987-м он был действительно счастлив. Тот самый мальчик, который безгранично любил футбол, превратившийся для него в пытку.