Сюжет
Начинается «Правдивая история» с честного дисклеймера: «Правдиво только то, что всё излагаемое мною — вымысел. Я буду писать о том, чего не видел, не испытал и ни от кого не слышал, к тому же о том, чего не только на деле нет, но и быть не может». И вообще, «в жизни моей не случилось ничего такого, о чём стоило бы поведать другим».
Далее Лукиан Самосатский рассказывает о своём вымышленном путешествии. Начинается оно реалистично — герой на корабле минует столпы Геракла (Гибралтарский пролив) и попадает в Западный (Атлантический) океан. С ним — 50 верных спутников. Команда высадилась на незнакомый остров, где обнаружила судоходную реку из вина. На следующий день корабль вновь вышел в море, и здесь произошло нечто совсем уж неожиданное.
Вдруг налетел вихрь и, закружив судно, поднял его высоко в воздух. Ветер ударил в паруса, и шокированные моряки семь дней летели в неизвестном направлении. Наконец, показалась земля, «которая была похожа на сияющий шарообразный остров и испускала сильный свет». Это была Луна. Почва на ней оказалась обработана, а сам спутник Земли — обитаем. Выяснилось это, когда отряд Лукиана был захвачен конекоршунами (фантазия писателя породила множество странных существ).
Селена, древнегреческая богиня Луны. (Wikimedia Commons)
Конекоршуны привели греков к царю Эндимиону. Правитель Луны дружелюбно встретил пришельцев и рассказал, что он сам — человек, «который был унесён с нашей Земли спящим, и что, явившись сюда, он стал править этой страной». На этом хорошие новости закончились. Выяснилось, что Эндимион решил начать войну против Фаэтона — царя Солнца. Он предложил эллинам примкнуть к его войску, и те, недолго думая, согласились. «В поход мы выступаем завтра», — оптимистично добавил хозяин.
Хвалёная лунная армия состояла из самых разных существ. 80 тыс. конекоршунов прикрывали 20 тыс. наездников на капустокрылах (огромных птицах, вместо перьев сплошь обросших капустой). Рядом с ними выстроились просометатели и чеснокоборцы. Также явились союзники с Большой Медведицы (30 тыс. блохострелков и 50 тыс. ветробежцев). Блохи отличались скромным размером в 12 слонов. Полководцами были Нетопырь, сын Властителя хорошей погоды, «и ещё двое других».
Война между Луной и Солнцем началась из-за спорной территории — Утренней Звезды (Венеры). Эндимион приказал лунным паукам протянуть до неё гигантскую паутину. Именно на этой «равнине» посреди космоса и столкнулись два войска. В армию Солнца входили всадники на муравьях (огромные насекомые сражались рогами), а также стрелки на комарах. Воздухоплясы метали пращами громадные репы. Стеблегрибы сражались врукопашную. Жители Сириуса отправили на помощь Фаэтону 5 тыс. собачьих жёлудей.
Лунные пауки. (Wikimedia Commons)
Битва началась с завывания ослов (их использовали как трубачей). Жители Солнца потерпели сокрушительное поражение, но затем к ним на помощь прибыло подкрепление из облакокентавров, которые и решили исход сражения. «Число их я называть не буду, — оно было настолько велико, что мне всё равно никто не поверил бы. Предводителем их был Стрелец из Зодиака».
Лукиана пленили и отправили на Солнце. Город на Луне был окружён стеной из облаков, из-за которой ни один солнечный луч не мог проникнуть туда. Эндимион капитулировал, а Фаэтон созвал два народных собрания, после чего был заключён мирный договор. Царь Луны обязался платить ежегодную дань (10 тыс. кувшинов росы) и не нарушать автономию других светил. Колонию на Утренней Звезде противники решили основать сообща. Договор был записан на янтарном столбе и поставлен в воздухе на границе двух государств.
Битва жителей Луны и Солнца. (Wikimedia Commons)
С заключением мира все пленники были отпущены. Эндимион предложил освобождённому Лукиану поселиться в новой колонии, но тот отказался. Греки решили вернуться домой. По дороге они проплыли (пролетели?) мимо Солнца. Издали эта страна показалась цветущей, плодородной и хорошо орошаемой. Также отряд посетил Лампоград между Гиадами и Плеядами. Город населяли живые светильники. «Хотя они нас ничем не обижали, а, напротив, приглашали к себе в гости, мы всё-таки боялись их, и никто из нас не решался ни пообедать, ни переночевать у них».
Землянам удалось благополучно вернуться на родную планету, их корабль вновь очутился на морской поверхности. Вот только на третий день судно было проглочено китом. Приключения продолжились, но лунная часть сюжета завершилась. История получилась просто космос.
Что же путешественник рассказал о самой Луне? Питались там в основном летающими лягушками. Красивыми считались только лысые и вообще безволосые, другие презирались. Богачи носили одежду из мягкого стекла, бедняки — из меди. Глаза у лунян были вставные. «Многие, потеряв свои, пользуются глазами, взятыми в долг у других. У богатых людей они имеются в запасе в очень большом количестве». В чертогах царя обнаружилось ещё одно чудо — колодец, спустившись в который, можно было увидеть и услышать всё, что происходит на Земле. Что это, если не подобие фантастического телескопа?
Замысел и влияние
Согласно древнегреческой легенде, царь Мидас превращал в золото всё, к чему прикасался. Лукиан обладал похожим талантом и обращал всё в сатиру. Фантастическое в «Правдивой истории» перерастает в троллинг коллег, высмеивание небылиц, типичных для античной литературы. «Каждый из рассказов содержит тонкий намёк на одного из древних поэтов, историков и философов, написавших так много необычайного и неправдоподобного», — объясняет автор. Основоположником этой моды на выдумки он называет Гомера, приводя в пример «Одиссею», где есть одноглазые и многоголовые существа, волшебные чары, магические превращения.
Лукиан из Самосаты (ок. 120−180 гг.) писал на древнегреческом языке, родился в Сирии и жил в эпоху расцвета Римской империи. В литературе в то время был популярен жанр античного романа. Он строился на авантюрных сюжетах и пользовался спросом у массового читателя. В этом жанре появились и свои жемчужины (например, «Дафнис и Хлоя» Лонга), но качество рядовой продукции оставляло желать лучшего. Именно такое «бульварное чтиво» Античности и высмеивал Лукиан. Делал он это развлечения ради и в порядке писательского хулиганства.
Сатирик прослыл крайне едким вольнодумцем, из-за чего его фигура вызывала ненависть даже столетия спустя. В византийской энциклопедии «Суда» (10-й век) о нём пишут: был богохульником и злословцем, занимался графоманией, за бешеные выпады получит в удел вечный огонь вместе с Сатаной. «Говорят, что умер он, растерзанный собаками, ибо боролся против истины». Лукиан — один из немногих языческих современников раннего христианства, писавших о нём. Сочинял он, как можно догадаться, памфлеты.
Лукиан Самосатский. (Wikimedia Commons)
По профессии Лукиан был логографом (то есть составителем судебных речей по заказу). Также стал учителем риторики и выступал в разных частях Римской империи. Моммзен и другие исследователи даже называли его «газетчиком», «журналистом», «фельетонистом» Античности. Он много писал на злобу дня и в своём творчестве коснулся каждого заметного явления общественной, интеллектуальной и религиозной жизни эпохи Антонинов.
В «Правдивой истории» есть не только сатира, но и традиционные для научной фантастики мотивы: путешествие в космос, инопланетные формы жизни, межпланетные войны, космическая колонизация, гибридные создания. Ещё одна фантастическая деталь — жидкий воздух на Луне: «питьём служит воздух, выжимаемый в чаши, которые при этом наполняются водой, похожей на росу».
Основоположником современной научной фантастики чаще всего называют Герберта Уэллса. Он ввёл в художественную литературу такие темы, как невидимость, путешествия во времени, параллельные миры, антигравитация, биоинженерия. Также писал футуристический нон-фикшн. Есть у Герберта и инопланетное вторжение («Война миров»). Но чем тогда хуже война жителей Солнца и Луны у Лукиана? Кроме того, дань в 10 тыс. кувшинов росы напоминает «Дюну» Фрэнка Герберта, где вода — исключительная ценность на пустынной планете Арракис.
«Война миров». (Wikimedia Commons)
«Правдивую историю» сложно причислить к одному жанру. Это и фантастика, и фэнтези, и сатира, и пародия. При этом автор не пытается объяснить выдуманный им мир с научной точки зрения, как это делается в современной твёрдой научной фантастике. По форме его произведение можно назвать длинной новеллой или коротким романом.
Смелыми выдумками Лукиана вдохновлялись Свифт («Приключения Гулливера»), Рабле, Гёте. Влияние «Правдивой истории» прослеживается в «Микромегасе» Вольтера, где Землю посещает инопланетное существо. О путешествии на Луну писал Эдгар По («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»).
Очевидно, что Лукиан всего лишь хотел высмеять античных писателей, выдававших откровенные фантазии и фейки за реальность. Однако, сочинив гротеск с издевательским названием «Правдивая история», он случайно предвосхитил современную фантастику. А ещё доказал, что на небе только и разговоров, что о конекоршунах и облакокентаврах.