Да, все как из бессмертного творения Ефима Чеповецкого для мультфильма снятого режиссером Давидом Черкасским по книге Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». «Как вы яхту назовете, так она и поплывет…».
Сегодня многие информационные каналы на той стороне с радостью рассказывают о том, что вот-вот и в строй военно-морского
Итак, «Гетман Иван Мазепа». Согласно договора Украиной было заказано в Турции два таких корабля с опционом на еще два. 80% готовности должны были сделать турки, остальное – на украинских предприятиях, но фото и видео свидетельствуют о том, что «Ивана Мазепу» достраивают в Турции.
Это логично и понятно, все-таки боевой корабль, даже такой небольшой, как корвет – это дорогостоящее дело (даже если за него и платят другие) и подставлять его под «Искандеры» — ну глупость. Поэтому от греха (если грех – это русские
Что собой представляет этот корвет? Люди совершенно несведущие по обе стороны линии соприкосновения поспешили раззвонить, что это типа копия американского «Фридома», литорального эксперимента с несчастливым концом.
На самом деле к американским литоралам корабль не имеет никакого отношения. Корвет проекта «Ада» изрядно попроще в конструкции, что идет ему на пользу. По крайней мере, корвет уже заказали две страны помимо Турции, и еще несколько думают, а вот «Фридомы» постепенно идут на помойку.
«Ада» на турецком – «остров». Семейство турецких кораблей получило имена в честь островных территорий Турции. Да, не обошлось без скандальчиков, но в целом четыре корабля уже служат, и почему-то без происшествий.
Разработка проекта – турецкая. Конечно, с оглядкой на мировых лидеров, но в целом и в частностях, проект MILGEM, в рамках которого создан проект «Ада» — национальная военная программа Турции. Проект направлен на разработку многоцелевых корветов и фрегатов, которые могут выполнять различные задачи, включая разведку, наблюдение, раннее предупреждение, ПЛО, борьбу с надводными кораблями,
«Иван Мазепа» практически идентичен корветам «Ада». Те же двигатели MAN/MTU, произведенные в Турции по лицензии, крутящие 2 винта и разгоняющие корабль до 29 узлов. Та же дальность плавания до 3 500 морских миль при ходе в 15 узлов и автономность до 10 суток, которую можно удвоить при налаженном снабжении.
Оснащение практически такое же, говорят, что установлена какая-то радиотехническая система украинского производства, но толком никто не знает, что запихнули под колпаки-обтекатели.
Вооружение «Мазепы» почти соответствует турецким кораблям: 76-мм
76-мм итальянское орудие от компании OTO Melara – не очень новое, но весьма распространенное на флотах НАТО. Характеризуется скорострельностью, надежностью и легкостью, а учитывая очень продвинутый БИУС, основанный на передовых разработках и широкую номенклатуру снарядов, в умелых руках это весьма и весьма эффективное
Есть и зенитная артиллерия: по некоторым данным ее роль будет играть турецкая версия «Эрликона», 35-мм зенитная установка «Gokdeniz» от все той же фирмы Aselsan.
Эта автоматическая пушка со скорострельностью 1100 выстрелов в минуту возьмет на себя задачу по уничтожению воздушных целей в зоне до четырех километров.
Основное средство ПВО – вот тут есть разница с турецкими кораблями. Каким-то образом на «Ивана Мазепу» попала французская относительно свежая система MICA VL.
Это наземная адаптация ракеты «воздух-воздух», разработанная французской компанией MATRA совместно с британской BAE Dynamics. Комплекс ближнего радиуса действия, эффективная дальность поражения 10-20 км.
Турки на своих кораблях используют RIM-116, такую веселенькую смесь «Стингера» и «Сайдвиндера», когда ИК ГСН от «Стингера» прикручена к телу «Сайдвиндера».
Правда, в пусковой всего 21 ракета, что в целом на применение в интенсивных боях (как недавно с хуситами) не рассчитано, но отмахаться от самолета или нескольких ПКР можно. Ну и одна установка – это так себе в плане атаки с разных углов. Где-то да может проскочить.
Есть у «Гетмана» и торпедное вооружение. Два двухтрубных торпедных аппарата калибром 324-мм. Это евростандарт, под противолодочную торпеду MU90 «Мурена».
Эта торпеда способна нырнуть на глубину до 1 000 метров и пройти со скоростью от 30 до 50 узлов дистанцию от 25 до 10 км. В общем для обороны от подводных лодок неплохо, данную торпеду эксплуатируют ВМС Франции, Германии, Италии.
Ну и главное оружие «Мазепы». Восемь ПКР «Гарпун», которые позволяют бороться с легкими надводными целями.
Ракета, откровенно признаем, не новая и до кучи дозвуковая, так что современные средства ПВО в теории должны справляться с ней легко и непринужденно, но все зависит от того, по кому и в каких условиях применять. «Гарпун», конечно, штука древняя, но вполне работоспособная. Проверено на себе многими.
Еще есть вертолет, что очень полезно при противолодочных операциях в прибрежной зоне.
Это все тот же рабочий птиц ВМС США S-70i, собираемый в Турции по лицензии. «Черный ястреб» штука не новая, в эксплуатации с 1979 года, но вполне себе достойная машина для различных задач. Правда, транспортных, но кто, скажем, помещает заменить его на Ка-27ПЛ, пара которых еще есть в украинском флоте?
Итого, что Украина, будет иметь?
Корабль, проверенный не одним годом (все-таки с 2011 по 2019-й турецкие в строй становились) службы, пригодный как к патрульно-антипиратским, так и эскортным действиям, плюс его возможности позволяют применять «Мазепу» более разнообразно: любой корвет может и мины поставить, и разведку провести, и диверсионные группы на дело отправить.
Достойное ли это пополнение для флота? Ну для такого, как украинский, учитывая ведущееся строительство второго корабля, «Гетман Иван Выговский», да, весьма внушительное. Представляет ли этот корабль хоть какую-то реальную опасность для российского флота? Нет, не представляет. В условиях господства над акваторией Черного моря на удалении от линии берега российской
Кроме того, у украинского флота осталась одна нормальная база – Одесса. Учитывая, что «Мазепу» запросто можно достать и там при помощи ракет, а такая операция будет ну очень эффектной и эффективной одновременно, то действительно, лучшее место для безопасной стоянки корвета – это какой-нибудь турецкий порт. Там его точно никто не достанет.
С корабликом разобрались. Действительно, если заказать таких четыре, то можно неплохо так усилить возможности флота по охране оставшегося у Украины морского района. Но два – ни о чем.
Теперь поговорим об имени
На нашей стороне Иван Мазепа не снискал славы и признания в основном благодаря своим не самым лучшим человеческим чертам, как говорится, в ассортименте.
Н. И. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы:
«В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался (Петром Первым – прим.)»
.
Та легкость, с которой Мазепа предавал всех, с кем имел дело, впечатляет.
Но в целом описание деятельности Мазепы значительно политизировано. На Украине Иван Мазепа считается национальным героем. Украинский историк М. С. Грушевский охарактеризовал переход Мазепы к шведам так:
«Политический шаг Мазепы был раздут как поступок небывалый и чрезвычайный. Но в действительности в этом поступке Мазепы и его единомышленников не было ничего чрезвычайного, ничего нового»
.
Ну ничего нового – так ничего нового. Действительно, то, что национальный герой сегодняшней Украины возами писал доносы, преступал клятвы и нарушал договоры – это мелочи, весь вроде бы все делалось на благо Украины. Особенно союз со шведским королем Карлом XII, который сжег и разорил не один десяток городов и сел Украины.
Про Османскую империю, куда сам Мазепа возил заложников из числа казаков, тоже помолчим. Действительно, что тут такого… Мы же про корабль.
Да, второй корабль, «Гетман Иван Выговский» тоже поименован в честь хоть и не столь выдающегося украинца, но тем не менее. Гетман (точнее, разжалованный гетман) Иван Выговский был преемником Богдана Хмельницкого (служил у того личным писарем) и положил свою жизнь на то, чтобы разорвать заключенные Хмельницким договоры с Россией. Естественно, при помощи Речи Посполитой и Крымского ханства. Получилось так себе, потому гетманства был лишен, а потом, за различные подковерные интриги и подстрекательства, был арестован поляками и расстрелян без суда и следствия. Просто потому, что уже всех достал.
Вот сильно так себе герои, хотя кому-то очень даже и вполне. Но «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», не так ли?
Очень сложно сказать, какая судьба ждет корабли с такими именами, но если посмотреть в то, как закончили их изначальные носители, то ничего хорошего. Если корветы останутся в Турции, то после окончания войны их заберет либо Турция (а чего не забрать?), либо США, которые оплачивали постройку кораблей. Если они рискнут прийти в украинские порты – ничего хорошего их там не ждет.
Либо, как вариант – заберет Россия. Если раньше не пришибет чем-то тяжелым. Что в общем-то тоже вариант.