«А давайте отметим день рождения?» Легенда утверждает, что дата праздника родилась так: в сентябре 1951 года ректор Борис Григорьевич Кульнев зашел в маленький кабинет Бориса Евгеньевича Захавы и произнес следующее: «Борис Евгеньевич! Давайте отметим день рождения нашей школы! Вы же были в студии Вахтангова с самого начала… С чего все началось?!»
Захава: — Осенью 14-го года… Да-да! Первое занятие состоялось 23 октября…
Кульнев: — Ну, вот этот день и будем считать днем рождения Щукинского училища. Отметим его в этом году!
Захава: — Погодите, Борис Григорьевич! А в этом году 23 октября — это какой день?
Кульнев: — Понедельник.
Захава: — Ну, вот и отлично! В понедельник в большинстве театров — выходной день. Значит, соберемся в понедельник, двадцать третьего, в ГЗ (главный зал. — Авт.).
Может быть, и не совсем так это было, однако факт есть факт! Праздник школы возник в 1951 году. «Наша лицейская годовщина», — как говорил легендарный завкафедрой актерского мастерства Владимир Шлезингер.
Театральный институт на 7 лет старше Театра имени Евгения Вахтангова. Обычно школа появляется на основе существующего театра. Проходит какое-то время, и у него возникает необходимость в своего рода подпитке. И тогда создается школа. Со Щукой все произошло с точностью до наоборот.
«Все работают со всеми». В институте имени Бориса Щукина нет привычных, как в других театральных вузах, актерских мастерских. Есть художественные руководители курсов, но именно Борис Захава в 1924 году сформулировал идею, которая легла в основу «кафедрального» метода преподавания в Вахтанговской школе. Все мастера работают со всеми.
— Мы все преподаем в одной манере, в одной стилистике. У нас кафедральная система обучения, и невозможно перескочить через какой-то раздел. Мы изучаем актерскую грамматику по заветам Станиславского, которые чуть-чуть переделал под себя Вахтангов, — говорит ректор, профессор, он же народный артист России Евгений Князев.
Вечные соперники. Две театральные школы — МХТ и Вахтанговская — с самого начала всегда конкурировали, несмотря на то что имеют один корень — систему Станиславского. Но отношения к конкурентам в Щуке проявилось в остроумном стихотворении:
Бьет сестру лопатой брат,
Поступает скверно.
Я пойду тебе во МХАТ —
Щукинец, наверно.
Бронзовый Вахтангов приветствует студентов. Самый первый памятник Евгению Вахтангову в Москве был установлен во дворе Театрального института. Памятник выполнен из бронзы. Вахтангову здесь чуть больше 30 лет. Он, одетый как денди, кажется, остановился на секунду, чтобы поприветствовать студентов.
Атмосфера решает все. Между педагогами и студентами Щуки особые отношения. Как гласит предание, ученики у педагога всегда могли занять денег, но последние знали, что не всегда могут рассчитывать на получение от некоторых воспитанников занятых денег обратно. И что 23 октября в день рождения училища дистанция между бывшими, ставшими известными артистами или режиссерами, и нынешними студентами стиралась, и они вместе распевали легкомысленные, можно сказать, фривольные куплеты, вроде таких:
На речку как-то я пошла,
тирли-тирли-бом-бом.
Погода чудная была,
тирли-тирли-бом-бом.
И стала раздеваться,
как вдруг раздвинулись кусты…
(что было дальше, можно только догадываться).
Поступки по-вахтанговски. В 50-е годы в стране шла борьба с формализмом, и ректор Борис Захава, а также педагог Леонид Шихматов были отстранены от работы. Оба прямые ученики Вахтангова. Шихматова вызвали в Министерство культуры, предложив признать ошибки в обмен на восстановление в должности. Леонид Моисеевич сказал, что ему нужно выйти в коридор, чтобы посоветоваться. Вышел и, довольно быстро вернувшись, отказался принимать подобную сделку. «Но с кем же вы советовались? В коридоре никого же не было», — удивились чиновники. «Сам с собой, — ответил ученик Вахтангова. — В противном случае я сам себе руки не смогу подать».
Спектакли вырастают до… театров. В Щуке растят не только артистов, но и, как оказывается, спектакли и театры. История помнит, как несколько дипломных спектаклей разных лет — «Мещанин во дворянстве», «Зойкина квартира» — со студенческой сцены имели такой успех, что перебирались на Историческую театра Вахтангова и там шли по многу лет. А после выхода спектакля «Добрый человек из Сезуана», поставленного на курсе педагогом и актером Вахтанговского Юрием Любимовым, на театральной карте Москвы появился новый театр — на Таганке. Дерзкий, смелый, отчаянный. И попасть на «Доброго человека», так же, как и на другие спектакли молодой труппы, много лет было совершенно невозможно.
«Капуста» по-вахтанговски. Не только спектаклями славится Щука, но и своими капустниками, что говорит о творческой, свободной атмосфере внутри вуза. Над капустниками работали педагоги вместе со студентами, которые сами потом становились педагогами. Секреты приготовления театральной «капусты» здесь передавались от поколения к поколению — Владимир Шлезингер, Евгений Симонов, Ролан Быков, Александр Ширвиндт, Леонид Ярмольник, Александр Жигалкин и Эдуард Радзюкевич.
Спектакль-рекордсмен. С первых курсов студентов традиционно занимают в спектаклях Театра им. Евгения Вахтангова. Разумеется, в массовке, где они на практике постигают азы профессии. Среди многочисленных постановок с участием будущих актеров есть абсолютный рекордсмен — водевиль «Мадемуазель Нитуш» в постановке педагога и режиссера Владимира Иванова. С аншлагом он идет 20 лет, и через него в качестве гвардейцев прошло (внимание!) 400 студентов. Самое интересное, что начинавшие в этой комедии с маленьких ролей студенты потом переходят на главные.
«Золотой лев». Только Вахтанговская школа обладает престижной международной премией «Золотой лев» Венецианского театрального фестиваля «Биеннале-38» в номинации «За будущее». Эту награду институту вручили в 2006 году, что может свидетельствовать о международном признании российской театральной педагогики. Кстати, «Золотого льва» в номинации «За прошлое» получил великий итальянский Арлекин — Феруччо Солери, хорошо знакомый публике по знаменитому спектаклю Дж.Стрелера «Слуга двух господ».
ИЗ ДОСЬЕ «МК»
В разные годы школу возглавляли: Б.Е.Захава, Б.Г.Кульнев, Г.А.Пелисов, Этуш.. В 2003 году училище стало Театральным институтом, и тогда же Владимира Этуша, который остался в училище художественным руководителем, на посту ректора сменил Евгений Князев. Сегодня Щука — это около 100 выпускников в год, 4 учебных корпуса, 5 сценических площадок, оснащенных современным оборудованием, более 15 премьер в сезон, 5 собственных конкурсов-фестивалей в год, студенты заняты в лучших спектаклях Театра имени Евг. Вахтангова.