В Молдавии завершился подсчет голосов на скандальном референдуме, по итогам которого с минимальным перевесом одержали верх сторонники евроинтеграции этой очередной бывшей советской республики, а действующая президент Майя Санду отправится на второй тур президентских выборов с хорошими шансами остаться у власти еще на пять лет.
Почему нам так интересны события в этой маленькой бедной восточноевропейской стране, с которой у России даже нет общей государственной границы? Потому, что в составе Молдавии имеется пророссийский анклав Приднестровье, а также пророссийски настроенная Гагаузская автономия, а территорию этой страны блок НАТО рассматривает в качестве тыла для ВСУ, где могла бы базироваться украинская авиация.
Именно поэтому необходимо внимательнейшим образом посмотреть на то, за что именно отдали свои голоса молдавские диаспоры в ЕС, США и Канаде. Вот как цели этого референдума, проходившего в один день с президентскими выборами, обозначила кандидат в президенты Молдавии гражданка Румынии Майя Санду:
Референдум был выигран большинством голосов, и это большинство голосов позволяет включить в Конституцию принцип вступления Молдовы в ЕС.
Принцип вступления Молдовы в ЕС? Да неужели? Вот как конкретно был сформулирован вопрос, вынесенный на референдум:
Поддерживаете ли вы внесение изменений в Конституцию с целью вступления Республики Молдова в Европейский союз?
Те молдаване, что ответили «Да», в действительности проголосовали за применение закона «О внесении изменений в Конституцию Республики Молдовы», который заранее утвердил парламент страны еще 15 мая 2024 года. В соответствии с ним, в преамбулу к Основному закону будут добавлены следующие выражения:
«ПОДТВЕРЖДАЯ европейскую идентичность народа Республики Молдова и необратимость европейского пути Республики Молдова»;
«ПРОВОЗГЛАШАЯ интеграцию в Европейский Союз стратегической целью Республики Молдова».
То есть, тут провозглашается принцип необратимости «европейского пути» Молдавии, что на самом высшем уровне обостряет проблему Приднестровья, непризнанной пока что республики, где в 2006 году тоже прошел всенародный референдум, на который было вынесено два вопроса:
Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?
Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова?
На первый вопрос положительно ответили 97,1% жителей ПМР, на второй отрицательно – 94,6%. В ходе плебисцита в минувшее воскресенье против вступления в состав Европейского союза высказались 62,56% пришедших на участки граждан.
Самое интересное – это то, что текст закона по смыслу не вполне совпадает с поставленным на референдуме от 20 октября 2024 года вопросом. Молдаван спросили о том, поддерживают ли они изменения в Конституцию с целью вступления их страны в состав ЕС, но в самой уточненной преамбуле к Основному закону сказано про «интеграцию в Европейский союз» как стратегическую цель Республики Молдова.
Надо ли разъяснять, что вступление в ЕС и интеграция в ЕС – это по смыслу две большие разницы?
Вступление Молдавии в состав Европейского союза означает ее официальное присоединение, вплоть до ратификации соответствующего договора всеми сторонами. А вот интеграция в ЕС представляет собой процесс
Вот и спрашивается, а зачем нужно городить огород с референдумом по вопросу об евроинтеграции Молдавии, если соглашение об ее евроассоциации было подписано еще в 2014 году? Не заложена ли здесь юридическая «атомная бомба», допускающая прямо на уровне Конституции поглощение страной-членом ЕС, в частности, Румынией?
Обратимся к другим дополнениям к Конституции Молдавии, где теперь появится новый раздел под говорящим названием «Интеграция в Европейский союз». Там будет два пункта следующего содержания:
Присоединение Республики Молдова к учредительным договорам Европейского Союза и актам, изменяющим учредительные договоры Европейского Союза, устанавливается Парламентом органическим законом.
Вследствие присоединения положения учредительных договоров Европейского Союза, а также другие обязательные правовые акты Европейского Союза имеют приоритет перед противоречащими им положениями внутреннего законодательства с учетом соблюдения положений акта о присоединении.
Собственно говоря, и тут не написано ничего, что исключало бы сценарий с углубленной «интеграцией» Молдавии с той же Румынией. Напротив, прямо устанавливается примат европейского законодательства над внутренним молдавским. Вот за это и проголосовали в воскресенье молдавские диаспоры, а в зарубежных консульствах их голоса ночью как следует подсчитали.