Шекспир очень удобный автор, его можно интерпретировать так, как нужно режиссеру. Фото Марины Заболотской
Самая знаменитая пьеса мирового репертуара знает множество интерпретаций. Шекспир тем и хорош, что он «гуттаперчевый» автор. Режиссер Антон Яковлев написал собственную инсценировку. Хрестоматийное «быть или не быть?» в его версии — вопрос, адресованный всем нам. Есть ли у нас хоть какой-то шанс на спасение в условиях войн, ненависти и предательства? Плюс конфликт внутри самого человека. Когда, с одной стороны, он ищет бога, с другой, является беспощадным убийцей и разрушителем. Его Гамлет не рефлексирующий герой, искатель правды, думающий, чувствующий иначе, чем другие. А жесткий человек, со всеми внутренними противоречиями. По ошибке он заколол Полония, отправил на верную смерть друзей детства Розенкранца и Гильденстерна. И ни капли раскаяния, никакой рефлексии. В этой двойственности и есть человеческая суть.
Таким Гамлета представил зрителям актер Антон Шагин, давно готовившийся к этой роли. С режиссером Антоном Яковлевым он договорился об этой работе ещё несколько лет назад. В роли Клавдия – Максим Аверин (летом он перешел в труппу «Ленкома» из Театра сатиры). Гертруда – Анна Якунина, Полоний – Иван Агапов, Офелия – Алла Юганова, Лаэрт – Игорь Коняхин, Горацио – Дмитрий Мальцев… В новом спектакле «Ленкома» сочетается драматический театр, музыка, пластика, участвует живой оркестр.
Фото Марины Заболотской
— Шекспир очень удобный автор, его можно интерпретировать так, как нужно режиссеру. Он как конструктор, его можно переформатировать под себя, — полагает Антон Яковлев. И вносит в постановку сегодняшние смыслы. Кое-что режиссер добавил от себя в диалоги, кое-что дописал для стилизация, поменял местами некоторые сцены и детали. В тексте Шекспира неожиданно появляется ставшее мемом выражение «зашел не в ту дверь». Пространство сцены лишено бытовых предметов. Действие вне времени и вне эпохи. Офелию и её брата Лаэрта связывают слишком страстные отношения, что рождает разные предположения. Зритель пытается разгадать режиссерские замыслы, но больше питается художественными впечатлениями.
У меня возникли вопросы к выбору исполнителей. На роль Офелии режиссер пригласил Аллу Юганову, вне всякого сомнения, хорошую артистку. Она бегает по сцене в образе девушки-подростка с рюкзачком за плечами. Хотя давно выросла (да и не играет уже) из образа вечно юной, беспечной Кончиты. При всем уважении к актерскому дарованию Аллы Югановой, но в труппе «Ленкома» много талантливых молодых актрис. Обаяние Максима Аверина, которое хорошо известно по его киноролям, мешает восприятию его в роли коварного Клавдия. Иван Агапов (он играет Полония) всегда находит поддержку у зрителей своим умением высокий штиль опускать до обыденности, на этом приёме построены все его роли. Типа: «видел я вашу Италию — сапог сапогом». Хоть это реплика из другого автора и говорится другим (тоже ленкомовским) актером. Но интонации схожие.
Для «Ленкома» это третья попытка поставить великую трагедию Шекспира. До Антона Яковлева «Гамлета» здесь ставили дважды. И оба раза — кинорежиссеры. И обе постановки не были удачными.
Фото Марины Заболотской
В 1977 году постановкой «Гамлета» дебютировал в качестве театрального режиссера Андрей Тарковский. На главную роль он взял своего любимого артиста Анатолия Солоницына. Гертруду (мать Гамлета) сыграла Маргарита Терехова, которая моложе Солоницына на 8 лет. Но театральная условность такие инверсии допускает. Терехова и Солоницын были приглашенными артистами, «чужаками», что не приняла труппа. В остальных ролях были ленкомовцы. Офелию играла Инна Чурикова, Полония — Всеволод Ларионов, Лаэрта – Николай Караченцов. В эпизодических ролях были Александр Абдулов и Виктор Проскурин. Рассказывают, что не приняли Солоницына ещё и потому, что на роль Гамлета пробовался «родной», ленкомовский Олег Янковский. Но Тарковский выбрал не его. Между актерами не было согласия и понимания общего дела, что предопределило судьбу спектакля. Да и зрители не приняли слишком сложный, как и все произведения Тарковского, слишком длинный (шел три с половиной часа) спектакль. Кстати, «Гамлет» в постановке Антона Яковлева идёт примерно столько же. И это тревожит: «Гамлет» Тарковского продержался на сцене всего четыре месяца.
Следующего «Гамлета» «Ленком» увидел в 1986 году. Постановщиком был Глеб Панфилов. Это тоже был его режиссерский дебют на театральной сцене. Наконец-то заглавную роль сыграл Янковский. Но это спектакль не спасло, как и то, что в роли Гертруды была бесподобная Инна Чурикова. Офелия — Александра Захарова. Ну и весь ленкомовский звёздный состав: Александр Абдулов (Лаэрт), Александр Збруев (Клавдий), Михаил Козаков (Полоний). «Гамлет» Глеба Панфилова тоже недолго простоял в репертуаре. Был недооценён критиками. Хотя теперь считается, что спектакль опередил свое время. А тогда много вопросов возникло к Олегу Янковскому. Сам актёр считал эту роль неудачной. Вопреки традиционной трактовки – рефлексирующего героя, полного духовных исканий — его Гамлет был рациональным, холодным, эгоистичным, таким же, как все. В этом смысле Гамлет в исполнении Антона Шагина похож на своего предшественника. Тоже действует без колебаний и угрызений совести. Времени на поиски компромиссов у него нет, да и бессмысленно. Когда ты в окружении врагов, надо действовать на опережение. Думается, современному зрителю такой Гамлет будет понятен.