«Брат-3» и тени Москвы, которая слезам не верит
Еще недавно в ходу было презрительное выражение «папино кино». Под ним понимали что-то уходящее, несовременное. Под эту гребенку попали фильмы Петра Тодоровского, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова, Владимира Меньшова… Помню, с какой обидой об этом говорил Данелия. Прошло время, и «папино кино» стало восприниматься совсем иначе, часто как недосягаемые образцы в профессии. А теперь его решительно взяли в оборот.
Вспомним недавнюю историю появления «Брата-3». Он вышел в год 25-летия «Брата» Алексея Балабанова, которого не успели причислить к презренному «папиному кино», но в данном случае это сути дела не меняет. Новодел восприняли как нахальное и незаконное продолжение дилогии Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2», хотя режиссер нового опуса, художник и создатель частных музеев — телесных наказаний и проституции — Валерий Переверзев, снимал что-то совсем свое, зачем-то воспользовавшись чужим кинобрендом.
Он сразу заявлял, что «Брат-3» никакого отношения к дилогии Балабанова не имеет. Тогда зачем это все? Чтобы привлечь внимание к себе за счет чужого триумфа? Можно сколько угодно это отрицать, но шлейф свое дело сделал.
«Брат-3» снимался в родном для режиссера Тамбове, но совсем о другом городе, существующем только в голове и сердце художника. В картине были задействованы местные жители, братья Турсуевы, голливудский актер Эрик Робертс, француз Оливье Сиу, Давид Нуриев, он же Птаха, а также российские актеры.
«Мне бы хотелось, чтобы вы пели и танцевали с этим фильмом, — говорил тогда Валерий Переверзев. — Мне бы хотелось, чтобы вы не все понимали сразу — это делает вас лучше. «А что это было? Я не понял», «А что он имел в виду?», «А зачем эта картина?» — это очень важно не понимать. А потом, разобравшись, понять, родить новый смысл, новые ассоциации и так далее в бесконечности».
Несколько лет назад Виктор Сухоруков в нашем разговоре рассказал о своей идее «Брата-3», как он уговаривал Алексея Балабанова завершить трилогию. Приехал к нему на день рождения и сказал: «Сними! Не получится фильм и черт с ним, зато миллионы заработаешь, будешь делать свое кино». Балабанов ответил: «Я не знаю этого времени. Пусть делает тот, кто хочет. А я этого делать не буду».
Речь шла о съемках уже без Сергея Бодрова-младшего. «Я принес Леше массу идей, придумал возвращение своего героя, его спасение мексиканцами из американской тюрьмы, возвращение в нефтяном траулере в Петербург. Как он, перепачканный мазутом, вылезает из бочки с соляркой и, сверкая белыми зубами, говорит: «Ну, здравствуй, родина!» «Представь, что мы ищем Данилу Багрова, а он мелькнет в окне, завернет за угол, а к финалу появится живой Бодров», — говорил я Алексею, но он мои фантазии не принял».
Теперь Валерий Переверзев замахнулся на фильм Меньшова «Москва слезам не верит. А узнали мы об этом из соцсетей: «В СМИ просочилась информация, что режиссер Жора Крыжовников собирается снимать ремейк на фильм «Москва слезам не верит». Но пока он собирается это снимать, мы вошли в монтажно-тонировочный период фильма «Тени Москвы», сюжет которого зеркально отражает сюжет оскароносной картины режиссера Владимира Меньшова, снятой в 1979 году. Друзья, если бы вы знали, какой красоты картина раскладывается в моей монтажке! Да, наверняка будут короткие досъемы, много озвучки и колористика. А учитывая, что мы готовим еще и сериал, настоящий сериал о крутых парнях, то придется все-таки ответить, и ответить широко на бесконечное количество вопросов в мой адрес: смог бы я снять «Слово пацана»? А, кстати, не хотите задать вопрос Жоре Крыжовникову: а смог бы он снять такой фильм, как «Брат-3»?»
«Оскар» в прихожей
Оригинальная «Москва слезам не верит» вышла в 1979 году. Зрители штурмовали кинотеатры, выстраивались в очереди. А Владимир Меньшов на пике «холодной войны» в 1981 году получит за него «Оскар». Перед съемками даже Вера Алентова говорила мужу, чтобы не снимал такую ерунду, что все это было сто раз.
Раиса Рязанова, сыгравшая в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» одну из трех подруг Антонину, вспоминала в одной из наших общих кинопоездок: «Может быть, и не такая уж у меня большая роль, но она стала очень важной в моей биографии». Хотя, как Меньшов, я переживала, что только и вспоминают об этом фильме, словно других и не было. У меня там не главная роль. Я всего лишь фон, на котором блистают две звезды — Вера Алентова и Ирина Муравьева, и третья — Алексей Баталов. Вера — директор, Ира — замуж выходит. А я кто? У меня муж-электрик, сама маляр, у нас трое детей и все мальчики. Но Владимир Меньшов так все ловко придумал, что не было бы моей героини, не было бы и контраста. На каких бы творческих встречах я ни выступала, все время спрашивали именно об этой картине. Однажды Меньшова спросили, где у него хранится «Оскар», и он ответил: «В прихожей». Представляете? Рядом с вешалкой. Конечно, сам он за ним не ездил. Его не выпустили. Поехал какой-то дядя в шляпе».
Владимиру Меньшову предлагали сделать продолжение «Москва слезам не верит». Он даже готов был взяться за новый проект. Говорят, что Ирина Муравьева категорически отвергла эту идею.
«Нашу троицу — Веру Алентову, Раису Рязанову и меня — худсовет не утвердил, но Меньшов упорно боролся за нас, — вспоминала Ирина Муравьева на фестивале в Гатчине. — А когда фильм был готов, руководство «Мосфильма» его не приняло. До этого сценарий долго лежал на студии. Никто за него не брался. Считалось, что это очередная история про Золушку. А потом мы узнали, что картину «Москва слезам не верит» берут на «Оскара». Никто из нас понятия не имел, что это такое и где та Америка. Нас это не касалось и было где-то далеко.
Фильм получил «Оскар», и стали говорить, что американцы специально выбрали самый плохой фильм, чтобы показать, какая у нас плохая страна и какое отвратительное кино в ней снимается. Меньшова на церемонии вручения не было. Его «Оскар» долгие годы стоял в кабинете директора «Мосфильма». Как рассказывал мне сам Владимир Меньшов, как-то он проходил по студии, увидел своего «Оскара», никого рядом не было, взял его и отнес домой. Правда это или нет — не знаю. Но его история мне нравится. Тогда ходил анекдот про телеграмму, отправленную из СССР: «Москва в слезах. Не верит». Только спустя время фильм приняли и признали. Он действительно очень хороший».
Жора Крыжовников вместе с женой Ольгой Долматовской снимает восьмисерийный сериал по мотивам фильма «Москва слезам не верит». События происходят уже не в 70-е, а в начале нулевых. Ксюша приезжает с пятилетним ребенком в Москву, не имея ни денег, ни связей. Она покинула свой родной город, спасаясь от преследований мужа. В столичной жизни ее поддерживают подруги — студентка медицинского института и барышня, мечтающая выйти замуж за иностранца. В главных ролях — Анастасия Талызина, Мария Камова, Тина Стойилкович, а также Иван Янковский. Он играет принца на белом коне и в то же время порядочного парня.
Киносеанс с запахом мандаринов
В 2007 году Тимур Бекмамбетов снял сиквел фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы. Продолжение». Две картины разделяло свыше 30 лет. В некоторых столичных кинотеатрах показы сопровождал запах мандаринов. Авторы проекта объясняли свою дерзость тем, что наступили другие времена, темп жизни ускорился, появились Интернет и мобильные телефоны, но с оговоркой — случай по-прежнему все может изменить.
У актеров захватывало дух от вхождения в ту же воду. Андрей Мягков признавался, что никогда еще ему не доводилось тридцать лет спустя увидеть на площадке тех же актеров. Хотя тех же было немного. На смену им пришло новое поколение.
Константин Хабенский, сыгравший продолжение Жени Лукашина по имени Костя, говорил: «Сама мысль о том, что там дальше произошло и как это можно развить, живет, я думаю, в голове каждого из нас». Лиза Боярская — Надюша — признавалась: «Опасения, конечно, были. Трудно было решиться на участие в фильме, за которым такой шлейф славы. Я с нетерпением ждала момента, когда смогу прочитать сценарий. А когда прочитала — смеялась до слез и поняла, что хочу иметь к этому отношение».
Она понимала, что их будут неизбежно сравнивать с героями фильма Рязанова, но уверенности придавало убеждение, что есть истории, которые обязаны иметь продолжение. Режиссер Тимур Бекмамбетов, взявшийся за продолжение из-за желания молодого поколения «пережить все это еще раз», благодарил Эльдара Рязанова, который «фактически поставил свою подпись под картиной и снялся в такой же роли, что и в первой «Иронии». Помните сцену в самолете? В финальных титрах указали: «Эдьдару Рязанову посвящается».
На место любовного треугольника Жени, Нади и Ипполита пришло трио Кости, Нади и Ираклия. В деталях воспроизводились интерьеры первого фильма, при этом снимали в Праге на студии «Баррандов».
«Это были два года абсолютного счастья, — вспоминает Елизавета Боярская. — Когда я снималась в роли Нади, мне было 19 лет, я училась на третьем курсе. А с профессиональной точки зрения была как чистый лист. Фильм Эльдара Рязанова все мы знаем наизусть. Можно его не смотреть, а слушать затылком, занимаясь приготовлением оливье, и знать, какая там картинка. В 19 лет ты гораздо смелее, чем когда ты старше. Когда съемки закончились, я рыдала. Мне казалось, что жизнь закончилась».
Эльдар Рязанов завершил работу над «Иронией судьбы» летом 1975 года. Выход на телеэкраны планировался на 1 января 1976 года. Однако ходили разговоры, что картину могут тормознуть из-за того, что в ней много пьют. После того как фильм посмотрели руководители комитетов Гостелерадио, съехавшиеся в Москву со всей страны, тучи еще больше сгустились. Вышеназванные товарищи сдержанно отнеслись к фильму. Спас ситуацию могущественный телечиновник Сергей Лапин, показавший его Брежневу. Леонид Ильич картину одобрил.
Куда подевалась «Карнавальная ночь-2» и откуда взялись новые «Джентльмены удачи»
Кинорежиссер и лауреат британской премии BAFTA Евгений Цымбал, работавший на семи картинах Рязанова, рассказал «МК» еще одну удивительную историю о продолжении другого фильма Рязанова — «Карнавальная ночь-2».
«Накануне 50-летия «Карнавальной ночи» Эльдар Александрович предложил сделать вечер в честь юбилея фильма, собрать оставшихся актеров. Однако его предложение не заинтересовало Константина Эрнста. Спустя некоторое время он устроил мозговой штурм, поинтересовался, как готовятся к Новому году конкуренты. Выяснилось, что они снимали «Иронию судьбы-2». И тогда начали звонить Рязанову. Он в это время ловил рыбу на Валдае с Александром Ширвиндтом. Ему предложили сделать «Карнавальную ночь-2». Времени оставалось мало. Рязанов говорил, что нет сценария, но Константин Эрнст сумел его убедить. 4 октября я обнаружил на автоответчике сообщение Рязанова, в котором он говорил, что я должен помочь своему старому учителю. Он начал писать сценарий с Сергеем Плотовым, хотел сделать «Карнавальную ночь» современной. Вместо Огурцова появился Кабачков. Вместо Ильинского — Маковецкий, вместо Гурченко — Алена Бабенко. 13 октября начали снимать. Рязанову был 81 год. Он неважно себя чувствовал. Монтаж закончили 1 января. В тот же день фильм пошел в эфир. Это был первый и последний показ – фильм объявили художественной неудачей».
В 2022 году появилась еще одна версия знаменитого фильма, на сегодняшний день третья, — ремейк «Ирония судьбы в Голливуде». Снял его Марюс Вайсберг, учившийся во ВГИКе у Владимира Наумова, живущий в основном в США и известный по фильмам «Гитлер капут!», «Ржевский против Наполеона», «Любовь в большом городе», «Бабушка легкого поведения».
У его героев совсем другие имена. Надю Шевелеву — а в новой версии Марго — сыграла племянница Джулии Робертс и дочь Эрика Робертса Эмма Робертс. Роль Жени Лукашина, тоже фигурирующего под другим именем, отдали Томасу Манну. Условного Ипполита сыграл британский актер Льюис Тан.
Тимур Бекмамбетов на роль Ираклия пригласил Сергея Безрукова. В 2012 году он снимется в фильме «Джентльмены, удачи!» Александра Баранова, который продюсировал опять-таки Тимур Бекмамбетов. Первые «Джентльмены удачи» без запятой снял Александр Серый в 1971 году по сценарию Виктории Токаревой и Георгия Данелии. Роль воспитателя детского сада Трошкина и главаря шайки уголовников по кличке Доцент там сыграл Евгений Леонов. В новой версии — Сергей Безруков. Но у него это был актер-аниматор, развлекающий детвору в торговом центре, по совместительству бандит новейшего розлива.
Когда выходила современная версия, Сергей Безруков в нашем интервью сказал: «Я поначалу был настроен скептически, ведь ремейки не всегда бывают талантливыми. Тем более что у нас такого рода попытки воспринимаются как покушение на святое. Так было и с продолжением «Иронии судьбы». Но в процессе разговоров с Александром Барановым мы стали фантазировать и решили сделать кино, не похожее на прежний фильм.
В жизни произошло колоссальное количество изменений. Мораль улетучилась. Мы живем в жесткое, циничное время. Раньше люди хоть во что-то верили. Нельзя говорить о том, что царили исключительно лживая идеология и сплошное лицемерие. Нет! Но до сих пор старшее поколение уверено в том, что раньше было лучше. Людям спокойней было. Огромное количество добрых людей готово было протянуть руку помощи. Поэтому и возникают ремейки, чтобы хоть как-то напомнить о прошлом.
Вспоминаю, какое счастье я испытал, когда попал на улицу Строителей, дом 25. Я, Сергей Безруков, оказался в декорациях «Иронии судьбы» и почувствовал себя ребенком. Я попал во время, которое ушло безвозвратно. Это мы знаем и любим старых «Джентльменов», а молодежи нужна стремительность действия, все должно быть гораздо быстрее, чем тогда».
Помню, как Эльдар Рязанов в свою бытность на президентском посту кинопремии «Ника» говорил: «Я с уважением отношусь к Тимуру Бекмамбетову. Он талантливый человек и многое умеет. Но я ничего не могу вспомнить из его «Ночного дозора», кроме смешных птиц, которые постоянно летают, и предпочитаю современным блокбастерам «Кавказскую пленницу» Гайдая, «Не горюй!» Данелии. Только живое кино может противостоять компьютерной графике. Я не люблю пластиковое кино. А мы стали все чаще снимать необаятельные и злые фильмы. Сегодня нет новаторских комедий. Снимать их трудно. Они должны быть понятными и смешными. Я лично не могу смеяться над тем, как вышибают мозги. У многих фильмов нет запаса прочности. 20 лет они не проживут».