Как практика боевых искусств стала настоящим бизнесом? И какую роль в этом процессе сыграли голливудские фильмы? На эти вопросы на примере США отвечает ресурс Black Belt Mag.
Практика боевых искусств в Соединенных Штатах началась с малого и в основном ограничивалась ветеранами Второй мировой войны, которые представили ее публике после возвращения с Тихого океана. «Каратэ» стало всеобъемлющим модным словом для боевых искусств, поэтому легендарный мастер кэнпо Эд Паркер, как правило, признан первым человеком, открывшим коммерческую школу каратэ в 1956 году.
К началу 1960-х годов бывшие военнослужащие, такие как Майк Стоун, Чак Норрис и Джо Льюис, начали создавать репутацию учителей и учеников азиатских искусств. Популярность турниров по каратэ позволила им обмениваться знаниями и смешивать навыки из различных боевых искусств Японии, Окинавы, Кореи и Китая.
Несмотря на возросшую популярность, школы каратэ оставались немногочисленными и разбросанными. Зарабатывать на жизнь в качестве учителя боевых искусств почти всегда означало жить небогато.
В конце 60-х годов тхэквондо распространилось во многих крупных городах США. Южнокорейское правительство спонсировало многочисленных мастеров и помогало им открывать доджан. Корейские инструкторы работали много часов, чтобы построить и продвинуть свои школы. Популярные телешоу, такие как «Кунг-фу», и фильмы, такие как «Билли Джек», принесли новый интерес к программам боевых искусств. К 1973 году была подготовлена почва для первого национального распространения школ боевых искусств.
В 1973 году «Пять пальцев смерти» и другие популярные китайские фильмы – многие из которых назывались «chopsocky» – познакомили больше американцев с азиатскими искусствами. Самым заметным фильмом был «Выход дракона» Брюса Ли. Безвременная и трагическая смерть Ли в июле того же года усилила внимание, которое было направлено на БИ. Летом 1973 года школы самообороны начали открываться в каждом крупном городе и пригороде Соединенных Штатов.
Бум продлился год. Нефтяное эмбарго означало, что многие люди не могли позволить себе развлекательные занятия, такие как обучение боевым искусствам. Бум 1973 года быстро сменился крахом 1974 года, застигнув многих инструкторов врасплох. Со смертью Ли, отменой телешоу о кунг-фу и общим спадом экономического роста индустрия школ боевых искусств пошла на спад.
К концу 1970-х годов интерес к искусству возродился. Норрис снялся в серии успешных фильмов. Кабельный спортивный канал ESPN начал продвигать полноконтактные поединки по каратэ. Такие чемпионы, как Билл «Суперфут» Уоллес, стали популярными спортивными личностями. Тем временем владельцы школ боевых искусств заметили возобновившийся интерес. Прошло немного времени, прежде чем несколько предприимчивых инструкторов обнаружили, что они могут зарабатывать большие деньги на каратэ и тхэквондо.
1980-е годы были прекрасными годами для школ каратэ. Голливуд оказал поддержку индустрии, выпустив фильм «Каратэ-пацан» и серию «Черепашки-ниндзя». Семинары стали прибыльным бизнесом для промоутеров и исполнителей, таких как Уоллес, Льюис, Дэн Иносанто и Стивен К. Хейс. К концу десятилетия появились тренировочные лагеря. Успешный предприниматель Эндрю Вуд опубликовал ныне известное учебное пособие о том, как зарабатывать шестизначную сумму, обучая каратэ. Однако его методы заработка в 100 000 долларов всерьез не внедрялись до 1990-х годов.
Появление бизнес-организаций в 90-х годах было чрезвычайно важным для развития школ боевых искусств в Америке. Лидером была Ассоциация индустрии боевых искусств, которая до сих пор помогает инструкторам разрабатывать эффективные стратегии обучения, маркетинга и управления.
Одной из проблем, с которой сталкивались инструкторы боевых искусств в прошлом, было то, что они не знали, как эффективно получать прибыль от обучения. Человек, которому было поручено управлять школой, должен был взять на себя роль сострадательного, доверчивого и скромного мастера и роль сильного, болтливого и твердолобого предпринимателя. Часто эти роли конфликтовали. В результате инструктор, который не мог найти золотую середину, становился либо бедным, но хорошо мыслящим мастером, либо обеспеченным, но не очень уважаемым предпринимателем.
После многих лет развития бизнеса преподаватели боевых искусств теперь знают, что получение прибыли от профессиональной практики не противоречит акту формирования хороших учеников. Зарабатывая больше денег, учителя могут позволить себе более крупные помещения и принимать еще больше учеников. Используя проверенные деловые практики, квалифицированные инструкторы могут работать полный рабочий день, чтобы поддерживать и передавать традиции своего искусства через хорошо структурированные программы, и это здорово для общества в целом.