Анна Степанова — внебрачная дочь актера.
Фото: Первый канал.
Наследство известного актера Александра Пороховщикова могут переделить — если суд признает его законной наследницей москвичку Анну Степанову. Женщине 40 лет, и о том, что звезда фильмов «Капитан Немо» и «Ворошиловский стрелок» — ее отец, она узнала от своей матери лишь три года назад.
Два отца и отчим
Напомним: Александр Шалвович Пороховщиков скончался в 2012 году из-за инсульта и обострения сахарного диабета. За несколько дней до этого покончила с собой его жена Ирина. Детей у пары не было. Поэтому наследниками первой очереди признали грузинского родственника. По документам отцом актера значился некий Шалва Барабадзе. Молодой человек исчез, когда маленькому Саше было около двух лет. Судьбой ребенка Барабадзе никогда не интересовался, алиментов не платил, встреч не искал — вернулся в Грузию, завел новую жену, которая родила ему еще одного сына (названного в честь отца Шалвой). Пороховщиков же почитал за родного отца отчима, военного инженера Михаила Дудина.
Однако после смерти актера право наследства перешло именно к брату Шалве, с которым они никогда в жизни не виделись. Грузинская родня оперативно продала все имущество (две квартиры, дача на Рублевке, машина) и увезла вырученные деньги. Распродажами занимался старший сын Шалвы Барабадзе Вахтанг. Позже он пару раз приезжал в Москву для участия в ток-шоу. Во время экспертизы ДНК на одной из таких программ и выяснилось, что Барабадзе — совершенно чужие Пороховщикову люди, не связанные с ним узами крови.
Впрочем, для самых близких Александра Пороховщикова это было секретом Полишинеля. Незадолго до смерти мама актера написала письмо, в котором призналась, что Саша на самом деле рожден от другого мужчины. Биологический отец мальчика тоже был грузином. Скрипач Шота Шанидзе приехал в Москву на учебу, встретил красивую девушку… Так уж случилось, что 17-летняя Галина Пороховщикова забеременела, но молодой человек об этом даже не узнал, потому что был призван в армию. По тем временам рожать без мужа — позор. Спасти ситуацию вызвался другой ее ухажер, тот самый Шалва Барабадзе, давший малышу свои отчество и фамилию. Это было в 1939 году, а в 1941-м, когда арестовали отца Галины, известного авиаконструктора, Шалва сбежал прямо через окно в одном нижнем белье. По крайней мере так гласит семейная легенда.
Внук Шалвы Вахтанг тоже уезжал из Москвы спешно — после того самого эфира с разоблачением.
— Я ничего возвращать не буду! — заявил он журналистам на прощание.
Александр Пороховщиков и его жена Ирина умерли в 2012 году с разницей в несколько дней. Фото: Persona Stars
Кара грузинского наемника
Позже Вахтанг, вывезший из России более 1 млн долларов (в такую сумму оценивали 12 лет назад наследство Пороховщикова), показал свое истинное лицо. Спустя несколько недель после начала СВО записался в «Грузинский легион» ВСУ и уехал на Украину воевать против русских. Знакомые Александра Пороховщикова считают, что дух актера самозванцу отплатил сполна: летом 2023-го в блиндаж, где прятался Барабадзе, прилетел артиллерийский снаряд. Останки «наследника» увезли хоронить в Грузию.
И тут вдруг гром среди ясного неба! Считалось, что детей у Александра Пороховщикова не было. По крайней мере сам он о них никогда не говорил, а в разговорах с друзьями вздыхал о наследнике. Но три года назад племянница Пороховщикова Наталья Дмитриева получила в соцсетях сообщение от некоей Елены: «Я долго молчала. У вас есть сестра, дочь Александра Шалвовича». Поначалу женщина сочла собеседницу очередной чокнутой, которая выдумала связь с актером и хочет на ней попиариться (таких после смерти знаменитости было немало), но через какое-то время все-таки согласилась на встречу.
Увидев дочь дяди Анну, Наталья была в шоке: одно лицо! После этого была сделана и экспертиза ДНК, которая подтвердила отцовство Александра Пороховщикова на 99,9%.
Елена рассказала, что у них с Пороховщиковым в начале 1980-х был роман, который длился около двух лет. Ей, студентке исторического факультета, было всего 20 лет, а актеру — 42. Случайно встретились на улице, Елена поначалу отбивалась (она тогда уже была замужем), но Пороховщиков был неотразим. Спустя два года студентка родила дочь, а артист разорвал с ней отношения — похоже, был уверен, что возлюбленная забеременела от законного мужа. Елена много лет хранила свою тайну. Даже когда СМИ активно писали о дележке имущества, о странных грузинских родственниках Пороховщикова и так далее. Призналась во всем дочери и мужу (давно уже бывшему), лишь когда страсти, казалось, улеглись…
В фильме «Ворошиловский стрелок» Пороховщиков сыграл отца одного из преступников, полковника милиции Пашутина. Фото: Кадр из фильма
«С папой мы стали еще ближе»
Нам удалось пообщаться Анной Степановой. У женщины — высшее лингвистическое образование, она преподаватель английского языка. Анна — человек непубличный. И, кажется, до сих пор в шоке от внезапно свалившегося на нее статуса дочери популярного артиста.
— Мама рассказала мне обо всем три года назад, — вспоминает Анна. — Говорила, что у меня есть сестра Наташа и она хочет нас с ней познакомить. Сразу я, конечно, в это не поверила. Сказала, что это какая-то ерунда, потому что у меня никогда не было сестры и что у меня уже есть папа, которого я очень люблю. Попросила доказательств. После знакомства с Наташей мы сделали тест ДНК. Хотя даже после него я, если честно, не верила. Но потом мы стали как-то больше общаться с мамой и Наташей, они мне рассказывали про Сашу (Анна именно так называет в разговоре Александра Пороховщикова. — Авт.). До сих пор иногда в разговорах со мной останавливаются, увидев что-то знакомое, и начинают говорить, как мы похожи. Не только внешне, но и характером, мимикой. И только недавно я, пожалуй, уже свыклась с мыслью, что являюсь дочерью Саши. Честно говоря, это очень тяжело принять, когда ты 37 лет живешь в одной реальности, а тут вдруг нужно себя по-другому ощущать и принимать.
— Внешне вы сравнивали себя с Пороховщиковым, с его взрослыми и детскими снимками?
— Конечно. И до сих пор иногда смотрю его фото. Вижу наше огромное сходство. Но при этом мне еще кажется, что я и на папу похожа — я говорю про папу, который меня растил. Мне кажется, что я на них обоих похожа.
— После рассказа мамы ваши отношения с человеком, которого вы большую часть жизни считали своим отцом, изменились?
— Наши отношения стали более доверительными! Папа — очень хороший, добрый, открытый человек. Мы часто общаемся, я с ним советуюсь, что-то спрашиваю, и он меня всегда поддерживает. Он мне сказал, что из-за этих новых фактов наши отношения никак не изменятся. Когда все завертелось, я не понимала, как папе это сказать. Но не сказать было бы нечестно. Поэтому мы с мамой поговорили и приняли решение, что она ему расскажет о романе с Пороховщиковым.
«Личные вещи выбросили на помойку»
— Вы не жалеете, что правда не вскрылась раньше, когда Барабадзе еще не получили наследство?
— Не то что бы я жалею лично для себя. Я в целом считаю, что это было очень нечестно, — объясняет женщина. — Люди, которые никакого отношения к Саше не имели, получили его наследство. Более того, они ведь перед продажей недвижимости выбросили на помойку многие личные вещи, которые были важны для семьи, передавались из поколения в поколение — фотографии, письма… А еще, например, в доме висели картины Никаса Сафронова, который несколько раз писал Сашины портреты. До сих пор не ясно, куда это все делось.
Напомним: грузинские наследники очень надеялись, что им достанется и небезызвестный дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке в районе Старого Арбата. Этот особняк в стиле русского деревянного зодчества еще до революции построил прадед актера, известный меценат и славянофил. После 1917 года здание экспроприировали. Но в 1990-е мэр Москвы Юрий Лужков по просьбе Александра Пороховщикова передал его в аренду на 49 лет. Артист потом годами отдавал все свои гонорары, восстанавливая родовое гнездо. Но его собственностью дом не был, а значит, наследникам достаться не мог. Хотя адвокаты рассматривают возможность того, что наследнику может перейти право аренды — 49 лет ведь еще не истекли.
— Больше всего жалею именно из-за дома, — говорит Анна. — После этого разгрома его ведь снова нужно будет восстанавливать. Саша мечтал там открыть детскую театральную студию, музей Пороховщиковых. Мы бы сейчас уже с Наташей всем этим плотно занимались… Так что мое сожаление больше не про деньги, а про семейную память. Я понимаю, конечно, что деньги имеют ценность и на эти деньги можно было бы дальше продолжать дело Саши, вкладывать в восстановление дома, развивать его начинания. Но мы будем стараться. Я много лет проработала в детских центрах раннего развития и со школьниками. Поэтому для меня тема детских центров, детских студий очень близка и интересна. У меня есть полное видение и понимание, что и как можно сделать. Если суд признает меня законной наследницей, я, безусловно, буду продолжать делать то, что хотел Саша.
Впрочем, вопрос по дому будет решаться позже. Сначала Анне Степановой предстоит по суду доказать свое право наследницы.
ВОПРОС — РЕБРОМ
Можно ли вернуть деньги и особняк?
О юридических нюансах этой истории мы поговорили с адвокатом Анны Майей Шевцовой.
— Насколько реально добиться в суде, чтобы Анну признали наследницей актера?
— Признание отцовства умершего человека — сложный процесс, но возможный. Сначала нужно установить юридический факт отцовства. Нами подано заявление в Пресненский районный суд Москвы. В рамках рассмотрения дела нам надо предоставить доказательства, подтверждающие родство между Анной и Александром, — документы, свидетельские показания людей, которые знали о том, что у артиста есть дочь. Скорее всего, суд потребует и проведения генетической экспертизы, ДНК-тест. Образцы для анализа можно получить от родственников Александра Пороховщикова, чтобы не проводить эксгумацию.
— Предположим, что Анну уже признали наследницей. Но деньги-то от продажи наследства в Москве и Подмосковье Барабадзе увезли домой. А у России и Грузии нет дипломатических отношений.
— Вопрос о возврате средств, вырученных от продажи наследства, из-за границы непредсказуем. Если Анна будет признана дочерью Пороховщикова и получит статус наследницы первой очереди, это создаст правовые основания для претензий на наследство. Да, сейчас между Россией и Грузией нет действующих международных соглашений по вопросам наследования и обмена правовыми актами, которые бы упрощали процесс возврата наследства или имущества, находящегося за границей. В случае установления юридического факта отцовства мы будем обращаться в суд с требованием о выплате компенсации.
— Раньше считалось, что, поскольку особняк в районе Арбата брал в долгосрочную аренду сам Александр Пороховщиков, его наследники на родовое гнездо претендовать не могут. Или все-таки могут?
— Обычно договоры аренды предполагают, что аренда прекращается со смертью арендатора. Но в этом договоре есть пункт о передаче прав наследникам, то есть возможно продолжение аренды в случае кровного родства и принадлежности к роду Пороховщиковых. Если суд установит, что Анна действительно дочь Александра, она может иметь право на использование этого имущества. А вот грузинские наследники, которые по документам считались дальними родственниками, не имели шансов претендовать на особняк.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
«Матушка-земля, белая берёзонька» Татьяна Куртукова прямо высказалась о конкуренции с SHAMANом (подробнее)