Режиссер Инесса Ковалевская.
«Бременские музыканты» вышли на экран в 1969 году. И до сих пор это один из самых любимых мультфильмов детей и взрослых.
Взяв за основу сказку братьев Гримм, Василий Ливанов вместе с поэтом Юрием Энтиным написал сценарий. Они придумали новых героев и развили сюжетную линию по-своему. Музыку сочинил их друг, замечательный композитор Геннадий Гладков. Режиссером была Инесса Ковалевская, художником-постановщиком — Макс Жеребчевский. Всем участникам проекта было чуть за 30. Молодые, талантливые, амбициозные они создали настоящий шедевр анимационного искусства с современными ритмами, пёстрыми красками, остроумным текстом и запоминающимися песнями, которые сразу стали шлягерами.
Мультику уже столько лет, что он оброс мифами и легендами, существует разные версии его создания. Василий Ливанов рассказал нам свою версию. Поэт Юрий Энтин говорить о «Бременских музыкантах» вообще отказался: «Мне надоело про них рассказывать».
«Бременские музыканты» вышли на экран в 1969 году.
Год назад ушел из жизни композитор Геннадий Гладков. Нет в живых оператора Елены Петровой, как и многих художников-мультипликаторов, которые создавали этот мультфильм. К счастью, жива режиссёр картины Инесса Ковалевская. Инессе Алексеевне уже 91 год. Но она ясно мыслит и прекрасно рассказывает. Увы, после выхода на экраны «Бременских», которые учили зрителей добру, ценности дружбы, Ковалевская перестала общаться и с Василием Ливановым, и с его соавторами. Вероятно потому, что лавры успеха почему-то достались главным образом Ливанову, Энтину и Гладкову, а режиссёр несправедливо оказалась в тени. Кстати, Инесса Ковалевская поставила и другие культовые советские мультфильмы: «Сказка о попе и работнике Балде», «Катерок», «Как львёнок и черепаха пели песню», «В порту», «Чучело-Мяучело»…
— Василий Ливанов был лишь одним из авторов сценария. А начинал работу Юра Энтин, — рассказала нам Инесса Алексеевна. — Вася очень амбициозный человек. Мы с ним знакомы 60 лет – вместе учились на высших режиссерских курсах.
— В чём секрет успеха ваших «Бременских музыкантов»? Сотни миллионов зрителей его посмотрели…
— Это талантливый, уникальный фильм. Когда он вышел в московских кинотеатрах «Орлёнок» и «Баррикады», стояли огромные очереди за билетами. Невозможно было попасть на сеанс. Такого мультфильма не было ни «до», ни «после». Наши киноведы об этом почему-то не пишут, не анализируют. А я до сих пор получаю сотни писем от зрителей разного возраста от 10 лет до 70.
Советская мультипликация, песни из старых мультфильмов – единственное, что соединяет поколения. Это удивительное явление. Кстати, в России очень много памятников, посвященных героям мультфильмов. Мне иногда пишут: «Я уже прабабка (или прадед), но как услышу «Я на солнышке сижу, Я на солнышко гляжу…»… сразу подхватываю». Мультипликация – это живопись, музыка, литература. Старейшее из искусств. Древние наскальные рисунки, между прочим, тоже мультипликация. Настоящее, народное творчество.
Ковалевская: «Советская мультипликация, песни из старых мультфильмов – единственное, что соединяет поколения».
Очень забавно бывает, когда ко мне приходят на вызов врачи и узнают, с кем имеют дело. Сразу другое отношение. Более внимательное. Потому что в детстве они смотрели, а теперь смотрят их дети, мультфильмы, которые я создала. Однажды пришёл сантехник — 17-летний парень, приехавший из республики Средней Азии. Увидел у меня дома знакомые картинки – фазы, эскизы из мультиков, узнал их, стал меня расспрашивать. Это к тому, что наши «Бременские» живут на всём постсоветском пространстве.
Я ни разу не встречала человека, который бы не смотрел этот мультфильм. Как и другой мой мультфильм про Львёнка и Черепаху.
— Инесса Алексеевна, почему вы перестали общаться с Ливановым и Энтиным?
— Они все лавры приписали себе, хотя режиссером была я. Я подбирала коллектив, который работал над мультфильмом. Но Вася (Ливанов) — это человек такого толка… Он артист. Этим всё сказано. Ревность, зависть. Во всяком случае, все неприятности, которые у меня случились после «Бременских…», а ведь меня со студии хотели выгнать, были сделаны руками моих коллег. Но чего об этом вспоминать? Только расстраиваться.
Главное, что «Бременским музыкантам» уже 55 лет, их помнят, любят и будут помнить ещё долго.
P.S. По официальной версии конфликт возник из-за того, что Инесса Ковалевская отказалась снимать продолжение «Бременских». Сделать вторую часть умоляли зрители, письма шли со всей страны. Тогда роль режиссёра взял на себя Василий Ливанов и поставил мультфильм «По следам Бременских музыкантов», который тоже имел грандиозный успех.