Именно Никита Сергеевич сыграл одну из главных ролей в этом фильме. Точнее – в судьбе этого фильма. (Хотя и некий «призрак» тогдашнего руководителя страны в эпизодах картины «витает».)
Если бы не колоритный генсек и не его колоритные поступки-решения, детская комедия «для взрослых» могла бы вовсе не состояться или получиться совсем другой. Или, что весьма вероятно, — будучи уже готовой, пропасть для зрителей, сделаться «невидимкой», оказавшись «положенной на полку».
Так что для картины «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», 60-летие выхода на экран которой мы сейчас отмечаем, Хрущев оказался и фактором со знаком плюс, и фактором со знаком минус. Вернее, если уж соблюдать хронологию, и со знаком минус, и со знаком плюс.
Вы окончательно запутались?
Тогда давайте обо всем по порядку.
Как ни удивительно это может кому-то показаться, но великолепный, очень оригинально поставленный фильм, прочно занявший место в «золотой коллекции» советского кино, являлся всего лишь дипломной работой выпускника режиссерского факультета ВГИКа Элема Климова.
Сам мэтр впоследствии вспоминал: «Меня, студента, пригласили на «Мосфильм» и два объединения готовы были заниматься этой картиной…»
Сценарий «из жизни пионерского лагеря», написанный Семеном Лунгиным и Ильей Нусиновым, выглядел очень интересным. И очень опасным – «вредным с политической точки зрения».
«Похабная антисоветская картина!» — так считал, например, ректор ВГИК, пытаясь не допустить, чтобы «Добро пожаловать…» снимал один из лучших студентов его выпускного курса. Во многих эпизодах чиновники склонны были видеть социальную сатиру на порядки и правила, бытовавшие в Стране Советов при «дорогом Никите Сергеевиче», а еще – дерзкие ироничные намеки даже на самого «хозяина Кремля»! Лишь с большим трудом удалось получить «добро» на съемки.
Но даже после этого над комедийной картиной постоянно висела угроза ее закрытия и роспуска съемочной группы. Климов это прекрасно понимал, а потому старался, чтобы работа над фильмом шла, как он потом сам выразился, «в бешеном темпе»: ведь чем больше будет отснято материала (и, соответственно, больше затрачено средств из выделенного бюджета), тем сложнее кинематографическому начальству решиться на аннулирование данного проекта. Едва ли не ежедневно молодой режиссер интересовался у директора картины, сколько израсходовали денег, и каждый раз расстраивался, что мало. «Надо еще больше тратить! Тогда картину не закроют».
В результате съемочный процесс шел столь интенсивно, что кинолента была готова значительно раньше значившегося в планах студии срока. «Сдавать картину я должен был 15 мая 64-го года. А мы завершили работу в предновогодние дни… на полгода раньше».
Еще во время съемок, происходивших в Тульской области (именно там, неподалеку от городка Алексин была найдена подходящая натура – пионерский лагерь треста «Воркутауголь», а вот некоторые другие сцены отработали на юге — в «образцово-показательном» пионерлагере «Орленок» под Туапсе), к Элему Климову нагрянули однажды председатель Госкино Алексей Романов со своим заместителем Владимиром Баскаковым. Влиятельные чиновники хотели лично посмотреть уже отснятый материал. Как признавался в своих воспоминаниях Элем Германович, ему пришлось оперативно смонтировать несколько наиболее безобидных фрагментов и показать их гостям. Такая уловка тогда удалась, высокое начальство на время успокоилось.
Однако уже позднее, весной 1964 года, на обязательно устраиваемом предварительном просмотре для руководителей и редакторов Госкино, спрятать все свои «фокусы» молодому режиссеру было уже невозможно.
«Цензорствующие» товарищи из этого «министерства по делам кинематографа» дружно ополчились на новую комедию. Некоторые из них фильм называли не просто «антисоветским», но еще подчеркивали, что он «антихрущевский». И это был даже куда более серьезный минус!
Авторы фильма сперва решили: им аукнулись эпизоды, намекающие на затеянную с подачи Никиты Сергеевича в СССР «кукурузную компанию». (В тех нескольких моментах с «царицей полей» действительно сквозит явная издевка.) Но, как потом выяснилось, чиновников возмутила сцена «похорон» бабушки главного героя, которую сыграла актриса Екатерина Мазурова (помните фантазии Кости Иночкина, мысленно представляющего себе, как будут провожать в последний путь «уморенную» им бабушку?). Глубоко копаясь в материале бдительные цензоры пришли к выводу, что эти кадры имеют возмутительный подтекст: там, где зрителям показан портрет «усопшей» женщины, она очень похожа… на Хрущева. А, значит, режиссер Климов в своей комедии решил «похоронить» самого Хозяина!
Конечно такую «подрывную» картину ни в коем случае нельзя выпускать на экраны. Поэтому «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен» прокатное удостоверение не получил. Дебютному полнометражному фильму Элема Климова грозила бессрочная ссылка «на полку», однако в ситуацию вмешался Сергей Герасимов.
Знаменитый и очень влиятельный советский режиссер увидел новую кинокомедию «про летний отдых детей» на закрытом показе, устроенном в Доме творчества кинематографистов. Работа Климова ему очень понравилась и Сергей Аполлинариевич нашел возможность организовать отправку коробок с кинокартиной на дачу самому Никите Хрущеву.
Советский руководитель «Добро пожаловать…» посмотрел, посмеялся от души. А потом позвонил руководителю Госкино, дав «зеленый свет» фильму: «А чего вы его держите? Пусть идет! Это смешно!»
Впрочем на партийных чиновников высшая воля в данном случае не возымела стопроцентного действия. Хотя прокатное удостоверение картина после хрущевской отмашки получила, однако ей дали едва ли не самую низкую категорию. И даже тогда, когда все «бумажные» вопросы были вроде бы решены, выход «антисоветской» комедии на широкий экран задерживали, задерживали…
Как результат, первые сеансы фильма про Костю Иночкина состоялись только 9 октября 1964 года. При этом ленту велено было крутить в кинотеатрах лишь на утренних (то есть самых малопосещаемых) сеансах.
А еще пять дней спустя простые советские граждане ахнули: 14 октября было принято «Постановление Пленума ЦК КПСС о т. Хрущеве», где упоминалось, что Никиту Сергеевича решено снять со всех занимаемых им до того высоких партийных и государственных постов.
Таким образом многие «мины», «заложенные», по мнению чиновников от кино, в картине Элема Климова, оказались уже не «взрывоопасными».
Через два года после своего выхода на экраны, — в 1966-м, фильм «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен» получил первую и очень престижную награду – приз международного конкурса «Молодежная встреча», проводившегося в Каннах.