В Московском политехническом университете открылся вернисаж современной художницы Евгении Лясниковой «Искусство в глазах смотрящего». С необычной живописью познакомился корреспондент «МК».
В здании Московского политеха на третьем этаже располагается выставочное пространство «Арт Политех», где регулярно организовывают экспозиции. На этот раз здесь представили ряд работ московской художницы-реалистки Евгении Лясниковой. Среди звездных гостей открытия выставки был Михаил Барщевский.
Условно экспозицию можно разделить на две части: работы, выполненные в технике холст в холсте, и произведения с элементами сюрреализма. Но обо всем по порядку. Возле каждого полотна стоит остановиться и подумать не торопясь — эти картины не терпят торопыг! Тем, кто кропотливо рассмотрит каждую деталь, произведение откроет свое целое, расскажет свою историю. Перед нами картины-рассказы, но рассказ не с помощью слова, а с помощью метафорического изображения. Кому особенно повезет, с тем картина вступит во внутренний диалог. А точнее сказать, в диалог душ художника и зрителя. Пока собираются гости открытия выставки, отправляемся рассматривать и расчувствовать.
Главный герой выставки — человеческий глаз. И как орган зрения и восприятия, и как зеркало души, и как третий глаз, которым чувствуем.
— В наш век человек ловко мимикрирует. Мы не знаем, что у него внутри, пока не развернем его сущность через глаза, — комментирует сама художница.
В центре внимания глаз — проблемы современного человека. Вот невеста в белом платье, из-под которого вместо ног торчат… волосатые копыта. Вот бабушка, в глазах которой детство, откуда мы все родом, но ее детство пришлось на войну, и эту боль героиня полотна, очевидно, пронесла сквозь все годы. Кстати, работы выполнены в технике холст в холсте, или двойной холст, которая позволяет развернуть на картине целую философскую концепцию того, что скрыто от глаз как от органа зрения. Стоит копнуть чуть глубже, заглянуть за холст — увидишь второй слой. Здесь выражение «человек с двойным дном» приобретает совсем иное значение — речь не о двуличии человека, а о том, что скрывает его душа. А художник с двойным холстом — тот, кто разворачивает человеческую боль слой за слоем.
— Евгения, какая боль стоит за каждой картиной? Это ваши личные истории?
— Моих личных историй здесь нет. Я вникаю в проблемы людей, заглядываю внутрь души человеческой и отражаю увиденное на холсте. Не хочется легких смыслов, не ищу легких путей. И поэтому иду от человеческой острой боли.
— Вы эмпат? Или это шестое чувство?
— Да, эмпат и ощущаю чужую боль. Когда я остаюсь одна, как художник погружаюсь в картину и плачу красками. И оставляю в картинах всю свою энергию. Мне хочется много донести. Глубокое, но глобальное.
— Какая боль волнует больше всего?
— Отцов и детей, взрослых и детей. Сложная и многогранная тема. Родители сегодня часто заняты своими делами, а дети живут своей жизнью, предоставлены сами себе. Непонятно, в какое русло выйдет эта сложная тема. Современный мир портит: деградация, гаджеты, дети ленятся. У них с детства психологические травмы… А хочется другого. В этой теме много глубинных проблем, если вникнуть в нее. Кому-то многое в отношениях отцов и детей покажется мелочью, но это не совсем так. Все раскрывается в зависимости от глаз смотрящего.
Идем во вторую часть экспозиции, сюрреалистичную. Сама художница признается, что ей ближе реалистическое русло, но тем не менее перчинкой этой выставки стали работы, напоминающие труды Магритта. Однако здесь акцент сделан на социальные проблемы современности. Взять хотя бы картину «БюстГлазер» — многие девушки узнают в полотне метафору «какие красивые глаза». А что чувствует сама девушка при этом — легко читается по взгляду героини картины.
Разговор двух юных посетительниц у полотна «Невеста»:
— Смотри, если ты посмотришь только на ее лицо, то уже в глазах читается, что она стервочка!
— А я вижу боль в ее глазах. Видимо, замуж не по любви выходит и хочет копытом пнуть жениха.
— Ну не знаю… Мне кажется, что невеста эта непростая по характеру. А жениха пожалеть надо, ему досталась такая дьяволица под видом ангела…
Вот оно, искусство в глазах смотрящего — каждому картина расскажет персональную историю и, возможно, откроет глаза и на самого себя.