Солженицын успел одобрить постановку
В Вахтанговском театре прошел 300-ый по счету спектакль «Матренин двор» по одноименному рассказу Александра Солженицына. Поздравить театр с юбилейным показом пришла Наталия Солженицына, вдова писателя.
На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр Михайлов) и глядя в глаза зрителям первых рядов начинает свой рассказ о том, как вернулся из тюрьмы, как приехал в деревушку, где разместился у Матрены (Елена Михайлова), «одинокой женщины лет шестидесяти». Дальше — история, знакомая нам со школьной скамьи. Но раз это был трехсотый по счету спектакль, раз постановка живет уже 16 лет и все еще пользуется зрительской любовью, есть в ней что-то особенное!
Не каждый спектакль доживает до сотого показа, — говорит директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, — Это магическая цифра! Когда мы выходим на сто и дальше, то значит супер успешная история. А мы пришли к цифре 300! Это рекорд, достойный самых высоких театральных результатов!
А все начиналось чуть ли не с разговоров на кухне. Идея постановки пришла самим исполнителям ролей, супругам Александру и Елене Михайловым, а если быть точнее, то Александру, исполнителю роли Игнатича. Еще в 2004 году он усадил супругу на кухне, вставил в приемник кассетку с аудиозаписью, на которой рассказ «Матренин двор» читает автор. Оба слушали, замерев: «Чувствую, что это можно поставит на двоих, будет твой бенефис», — сказал Александр супруге. Но от замысла до постановки нужно было пройти непростой путь. Идею одобрил режиссёр Владимир Иванов: «Это ваша тема! Будем делать!». И действительно, сделал, ему же принадлежит сценическая версия рассказа. Правда, на юбилейном показе спектакля присутствовать не смог — приболел.
Предстояла непростая работа над спектаклем. Текст сильно повествовательный и сделать из него то, чего требует сцена — задачка не из простых. Об адаптации рассказа для сцены рассказала Наталия Солженицына:
Владимир Иванов сумел раскадрировать на два голоса прозаический текст, в котором вообще почти нет диалогов и прямой речи. Это крайне редкая удача! Из всех постановок по Солженицыну «Матренин двор» в Вахтанговском выделяется.
Постановку делали в качестве подарка к 90-летнему юбилею самого Солженицына, но в то время писатель тяжело болел и не мог ни помочь в процессе постановки (к тому же много сил ушло на работу над сериалом «В круге первом»), на премьере тоже присутствовать не смог. Наталия Дмитриевна распорядилась, чтобы операторы записали постановку.: Солженицын видел спектакль в записи и лично одобрил работу вахтанговцев.
Но вернемся в «избу Матрены». Помимо достоинств, связанных с талантливой работой режиссера и актеров, стоит обратить внимание на то, как художник спектакля Максим Обрезков распорядился небольшим сценическим пространством и какую трансформацию декорации придумал. Текст Солженицына хорошо знаком, а потому складывается уверенность, что все и закончится в стенах Матрениной избы. Но даже те, кто знают, что горницу Матрене придется отвезти воспитаннице, не подозревают, что произойдет на сцене. Горница, вокруг которой происходит довольно много суеты и по сюжету рассказа, и в сценическом воплощении, легко превращается в погост, где обрела покой Матрена Васильевна.
Не все зрители аплодировали в зале, но не потому что не хотели поблагодарить артистов, а потому, что доставали из сумок носовые платки и утирали слёзы. Поменяла что-то внутри каждого Матрена Васильевна. Вот пример — и героини, и самого автора, как в любых обстоятельствах оставаться человеком. «Праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша…»