Вот уже месяц в Савеловском суде Москвы разбирают уголовное дело Елены Блиновской — 43-летней предпринимательницы, блогерши и, как ее часто называют «матери марафонов». Напомним, ее обвиняют в неуплате налогов (изначально речь шла о сумме в 900 млн рублей, затем с учетом пеней и штрафов набежало до 1,5 млрд) и отмывании денег (на 700 с лишним миллионов). По версии следствия, Блиновская занималась этим в период с 2019 по 2021 годы. Но штука в том, что еще в июле нынешнего года срок давности по налоговым преступлениям бизнесвумен истек — по закону он ограничен тремя годами.
Если вычесть неуплату налогов, остается только статья «Отмывание денег в особо крупном размере» (до 7 лет) и «Неправомерный оборот средств платежей» (в деле есть два эпизода, когда по версии следствия Блиновская пользовалась электронными ключами подконтрольных фирм, чтобы переводить деньги на свои личные счета — за это могут дать до 6 лет). Но во время судебных заседаний гособвинители все равно чаще всего говорят именно о налоговых преступлениях — схеме дробления доходов, участвовавших в ней юрлицах и так далее. Зачем, если Блиновскую за это по закону уже невозможно наказать?
— Такова процедура, — объяснила KP.RU адвокат Елены Блиновской Наталия Сальникова. — Дело с истекшим сроком давности поступает в суд. Суд должен рассмотреть это дело, признать виновной или не признать виновной. Если подсудимую признали виновной, суд должен освободить ее от наказания в связи с истечением срока давности.
— Но разве уже на стадии предварительного следствия следователь не мог просто закрыть это дело?
— Да, в тот момент следствие могло прекратить уголовное преследование, но для этого должно было быть согласие и самой Елены. А мы такого согласия не давали.
— Почему?
— Это наша позиция. Потому что мы все-таки рассчитываем на изменение суммы долга перед налоговой.
— Что это даст? Разве Елену Блиновскую могут заставить выплатить долг, если срок давности преступления уже истек?!
— Если мы докажем в суде, что сумма неуплаты налогов была намного ниже, это существенно влияет на следующее преступление. Налоговое преступление является материнским по отношению к «легализации денежных средств». Соответственно, если сумма налоговой недоимки меньше, то и сумма легализации будет меньше.
При этом адвокат предпринимательницы уточняет, что Блиновская старается все равно погашать свой долг перед налоговой. В ближайшее время должна быть продана вторая квартира, с которой суд разрешил снять арест. После этого на счета ФНС будут отправлены еще 90 млн рублей.