Фильм «Мой ласковый и нежный зверь» снят по повести Чехова «Драма на охоте» режиссером Эмилем Лотяну.
Фото: кадр из фильма.
Фильм «Мой ласковый и нежный зверь» снят по повести Чехова «Драма на охоте» режиссером Эмилем Лотяну. Вспоминаем, как снималось кино.
Эмиль Лотяну долго искал актрису на главную женскую роль по типажу похожую на Людмилу Савельеву и Татьяну Самойлову…
Кстати, такая же история была с режиссером Сергеем Соловьёвым, который искал актрису на главную роль в свой фильм «Сто дней после детства». Требовалось найти «молодую Купченко». А нашлась школьница Таня Друбич, которая не только снялась в этом фильме, но и стала музой Сергея Соловьёва. Впоследствии он на ней женился.
… Ассистенты Эмиля Лотяну сбились с ног в поисках актрисы на главную роль. Наконец отыскали в Воронежском хореографическом училище 15-летнюю Галю Беляеву. Будущая балерина была даже моложе, чем героиня чеховской повести, которую ей предстояло сыграть. Её черно-белое фото, «косульи глаза» так поразили режиссера, что он вызвал её в Москву на кинопробы. Первые пробы девушка провалила: она не была профессиональной актрисой, испытывала страшный зажим перед камерой. На вторые пробы ее пригласили вместе с Олегом Янковским. Их дуэт смотрелся органично и Лотяну утвердил Галину Беляеву.
Для неё съемки в этом фильме стали счастливым лотерейным билетом, который определил её дальнейшую судьбу. Она была единственным «непрофессионалом» в киногруппе, где все её партнеры – лучшие представители актерской профессии своего времени: Олег Янковский, Леонид Марков, Кирилл Лавров…
В Галине близко не было их мастерства, зато была искренность, детская наивность и огромная работоспособность. Она стала всеобщей любимицей. Кирилл Лавров её по-отечески опекал, Олег Янковский давал уроки актерского мастерства прямо на съемочной площадке.
По логике вещей Галина Беляева должна была влюбиться в красавца Янковского, как и её героиня Оленька Скворцова. Но она полюбила Эмиля Лотяну, которому на тот момент было чуть за 40 лет. Разница в возрасте в 25 лет её не смутила. Лотяну красиво ухаживал, писал ей стихи, был интересным собеседником, интеллектуалом. К тому же успешный режиссер.
Но первый поцелуй был все-таки не с Лотяну, а с партнером по фильму – Олегом Янковским.
«Первый поцелуй с Янковским я представляла по-другому, — Галина Беляева вспоминала, как снимали любовную сцену в фильме. — Для меня это было игрой, поцелуй был не настоящий. Янковский меня целовал, не я его. В это время мне нравился не он, а Лотяну. Он сыграл большую роль в формировании меня как личности. Не только как мужчина, но как учитель, наставник».
Через год после выхода на экраны картины Эмиль Лотяну сделал Галине Беляевой предложение. Ей исполнилось 18 лет, и они поженились.
А еще через год у них родился сын Эмиль.
По сюжету в Оленьку Скворцову, которую играла Галина Беляева, влюбляются трое немолодых мужчин: пятидесятилетний мрачноватого вида управляющий имением Урбенин (Леонид Марков), ещё более старый, но молодящийся граф Карнеев (Кирилл Лавров) и статный красавец, сорокалетний судебный следователь Камышев (Олег Янковский).
Этих маститых актеров (кстати, все они в разные годы стали народными артистами СССР) Лотяну утверждал без кинопроб. Лишь бы согласились. Например, Янковский, получив приглашение от Эмиля Лотяну, не сразу согласился. Олег Иванович был очень разборчив в выборе режиссеров и сценариев. Ещё и поэтому в его фильмографии почти нет случайных, проходных ролей. Когда Лотяну предложил ему Сергея Камышева, Янковский, прочитав сценарий, хотел отказаться: сценарий отличался от повести Чехова «Драма на охоте». Но, с другой стороны, ему было любопытно поработать с Эмилем Лотяну, которого он знал как зритель по прежним работам режиссера. К этому времени уже вышел на экраны нашумевший «Табор уходит в небо», где были цыганские песни и откровенные сцены, а в одном из эпизодов — снявшаяся топлес Светлана Тома, что для советского кинематографа было даже скандально. Перспектива поработать с таким смелым режиссером выглядела заманчивой. И Янковский, взвесив все «за» и «против», согласился. Кинопробы не проходил и Кирилл Лавров, утвержденный на роль графа Карнеева. Но с ним возникли другие сложности: его граф — похотливый алкоголик, а Кирилл Юрьевич был на тот момент депутатом Верховного Совета, народным артистом СССР, исполнителем роли Ленина. Для его актерской копилки роль графа была интересна, но киноначальство было против. Каким-то образом Лотяну сумел их переубедить.
Петра Урбенина, управляющего имением, сыграл прекрасный актер Театра имени Моссовета Леонид Марков.
Но был ещё один «исполнитель», предопределивший успех картины. Это «Свадебный вальс», который написал композитор Евгений Дога.
Этот вальс попал в список самых исполняемых киномелодий мирового кинематографа. ЮНЕСКО включил его в перечень музыкальных шедевров ХХ века, а американский президент Рональд Рейган назвал его «вальсом века».
Для создания вальса Эмиль Лотяну пригласил своего давнего друга, земляка, с которым уже сотрудничал в других картинах («Лаутары», «Табор уходит в небо») композитора Евгения Догу. Он писал мелодию специально для фильма «Мой ласковый и нежный зверь», но она сразу стала самостоятельным произведением и исполнялась во многих других случаях: от свадебных церемоний до открытия Олимпийских игр.
Евгений Дога сочинял её в подмосковной усадьбе Валуево. Большая часть съемок картины там и проходила — в усадьбе XVIII века, некогда принадлежавшей графу Мусину-Пушкину. Городские сцены снимали в Суздале.
Вначале Дога пытался найти вальс XIX века в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Но как ни старался, как ни перебирал записи, ни листал партитуры, не нашел ничего подходящего. Тогда он сел за рояль и проиграл собственные импровизации. Лотяну попросил его дописать одну понравившуюся ему мелодию, что Дога и сделал в ту же ночь, накануне запланированных съемок сцены свадьбы, где вальс должен был прозвучать.
Наутро вся съемочная группа была под впечатлением. Никто не поверил, что такую божественную мелодию сочинил очень скромный на вид и необщительный композитор из Молдавии. Причем сочинил всего за одну ночь.