«Театр начинается с вешалки» — эта немного искаженная фраза Станиславского во фронтовом Донбассе была опровергнута самой жизнью: там театр начинается с бомбоубежища. С начала СВО в ДНР мероприятия с присутствием зрителей были запрещены — исключение сделали только для относительно «тылового» Мариуполя. В остальной республике искусство «снимали с паузы» постепенно. Но новый театральный сезон там театрально-концертные учреждения встречают с широко распахнутыми дверями, что не отменяет ряда ограничений.
Легче всех в плане свободы деятельности Мариупольскому русскому драматическому театру, если только слово «легче» применимо к театру, здание которого было разрушено и теперь восстанавливается почти с нуля. Но директор Игорь Солонин сообщил «МК», что у них восстановлен показ постановок почти с момента освобождения города — с сентября 2022 года. «Если наши коллеги в Донецке не проводили очные спектакли из-за угрозы обстрелов, то Мариуполь получился в тылу», — говорит Солонин.
Донецким театралам действительно пришлось почти полтора года «сидеть без дела» — министерство культуры ДНР из соображений безопасности поставило искусство на паузу. Филармония, например, по словам ее генерального директора Александра Парецкого, открылась заново в декабре 2023-го, новый сезон начала в августе, а симфонический сезон — 15 сентября. Да, есть ограничения по заполняемости зала — балконы вынужденно пустуют, но в целом главное музыкальное пространство донецкого края вернулось к нормальной жизни.
«Допустимо количество зрителей, которые в случае необходимости смогут оперативно и организованно покинуть помещение и перейти в подготовленное безопасное место, в котором есть сидячие места, вода, медикаменты на случай, если нужно переждать обстрел и кому-то понадобится медицинская помощь. Концертный зал имени С.С.Прокофьева вмешает 398 слушателей», — поясняет Парецкий.
О важности укрытия сразу завел речь и Владислав Слухаенко — гендиректор и худрук Донецкого республиканского академического молодежного театра, то есть РАМТа, что звучит солиднее, чем Областной театр юного зрителя, как было при Украине. Основная аудитория этого расположенного в Макеевке, городе-спутнике Донецка, театра — дети, подростки и юношество, так что слово «убежище» во время беседы с Владиславом Алексеевичем прозвучало уже во втором предложении:
— Мы на паузе были с марта 2022 года по февраль 2024-го, возобновили работу, нам примерно сто человек позволили посадить в зал.
— Речь о некоем варианте шахматной рассадки, как во времена пандемии?
— Нет, дело не в дистанции между людьми — регламентируется все размерами подвального укрытия.
— В ДНР не принято широко рекламировать публичные мероприятия — чтобы не сделать их целью очередного украинского удара.
— Слишком активно не рекламируем, но есть информация на сайте, предусмотрено онлайн-распространение билетов. Но на каждом углу мы не сообщаем о наших спектаклях.
— Когда в феврале РАМТ впервые дал первый спектакль — как на это событие отозвались жители региона?
— Положительно — они ждали этого момента. Многие писали комментарии в социальных сетях, задаваясь вопросом: почему частные кинотеатры работают, а театрам — нельзя?
Буквально под каждым постом, где мы хвастались гастрольной деятельностью или полученными наградами, люди писали: вы, ребята, молодцы, но как бы сделать так, чтобы мы не ездили в Ростов-на-Дону, чтобы вас увидеть?
— Если нельзя посадить в зал больше людей, рассматривается ли вариант давать спектакли чаще?
— Театральная жизнь на Донбассе очень отличается от театральной жизни Москвы или других мирных российских регионов. Не забывайте, что действует комендантский час. Из-за этого на общественном транспорте после 19.00 сложно уехать, а после 20.00 — крайне проблематично. Добраться домой можно или пешком, или на такси. В связи с этим вечерние спектакли в выходные мы начинаем в 15.00, максимум — в 16.00, и то это поздно, зритель или не досмотрит, или вообще не придет.
Будние дни отпадают наглухо. Пятницу мы как-то пытаемся заполнить малой формой — короткими представлениями на Малой сцене. В субботу и воскресенье даем по два спектакля. Сделать что-то большее физически невозможно. Остается работать со школами, но если раньше мы могли приглашать детей в будни, то теперь многие учебные заведения частично работают в онлайн-режиме — по желанию родителей дети занимаются удаленно. Так что РАМТ ездит с программой «культура для школьников» в более тихие районы республики — и делает мини-постановки для пациентов больниц и раненых бойцов в госпиталях.
— Были ли случаи, когда юным зрителям, не дай Бог, приходилось спускаться в убежище? С МЧС отрабатывали подобные сценарии?
— Нет. Вообще в условиях близости линии соприкосновения раннее предупреждение невозможно, так что это лотерея — либо прилетело, либо нет. Но если обстрел начался — нужно иметь место, где можно укрыться.
— Попадало ли здание театра под удар с 2014 года?
— К счастью, нет. Мы все-таки на 15 километров дальше в тыл находимся, чем Донбасс-Опера и Донецкая муздрама. До нас обычные снаряды и мины не долетают. Но на расстоянии трехсот метров или километра от нас прилеты были, когда били дальнобойным оружием. Однако всех рисков исключать нельзя.
HIMARS и до Белгорода достает, как вы знаете. И никогда не стоит недооценивать опасность от беспилотников.