Среди всех местных рок-звезд официально пенсионного возраста Константин Кинчев, наверное, самый активный. Покой ему вряд ли даже снится, а регулярные релизы держат в завидном тонусе. Два года назад вышел номерной альбом «Алисы» под названием «Дудка». Годом раньше Кинчев выпустил большой сольник «Белый Шум». Осень этого года участники «Алисы» начали с выпуска двадцать третьего по счету альбома «Гойда».
Название, прямо скажем, с душком, но если исходить из того, что рок должен как-никак провоцировать, то в целом это работает на имидж группы, от которой можно ждать чего угодно. Кинчев как автор редко себя ограничивал определенными лозунгами и идеями, и «Гойду» тоже можно назвать альбомом, в котором есть где разгуляться: шестнадцать треков — это не шутки.
Правда, общее настроение задается уже в первой песне «Шестой Конвой». «Радиоактивная пыль, Серый пепел да желтый чад, Жестока быль, Добро пожаловать в ад!» Далее автор объясняет, почему все именно так, и песни довольно точно отражают взгляды Кинчева последних лет.
«Наступающий цифровой фашизм меня раздражает. Я не хочу жить в цифровом концлагере, а все к этому идет», — сказал Константин Кинчев в интервью «ЗД» трехлетней давности. С тех пор тревоги, вызванные пандемией, превратились в детский лепет по сравнению с тем, что происходит сейчас, поэтому веселым песням взяться особо неоткуда.
К невеселью прибавляются опять же традиционные для Кинчева хождения вокруг «кто виноват?» и «что делать?». И ответы на эти вопросы получаются знакомыми и даже предсказуемыми. «Русский на русского пошел, не по злобе, от дури…», «Разгулялся мастер лжи тогда, Мастерством своим оплел народ…», «Весь этот фарс, что продали нам, циничен и кровав»… Вывод складывается ожидаемый: лучше не будет, но любовь может спасти даже в безнадежной ситуации.
В новом альбоме есть некоторые дежавю релизов «Алисы» последних лет. Здесь тоже немало утомительных, а иногда и просто душноватых моралите, но свои мысли рок-гуру излагает довольно бодро. Возможно, в его новых строчках есть какая-то рутина, но совсем не чувствуется усталости. Константин Евгеньевич по-прежнему довольно лихо рифмует и ясно доносит свои мысли, даже если они кажутся чересчур пафосными и навязчивыми.
С музыкой все не легче, но и не хуже. На протяжении десятилетий «Алиса» была коллективом, способным сбрасывать старые шкуры. В восьмидесятых они развлекались с безыдейной новой волной (были же времена), потом погрузились в хард-рок, на уже упомянутом сольнике «Белый Шум» Кинчев весьма убедительно сыграл в рок для респектабельных господ, но для «Алисы» в студии создается местами довольно лютый хеви.
Местный князь тьмы, может, и стремится к свету как человек и гражданин, но по части музыки он остается большим поклонником Black Sabbath, а также осведомлен про Rammstein, Slipknot, всякий индастриал и прочие лязгающие доктрины. Все это с переключением на пару медляков есть на «Гойда», причем в далеко не безнадежных интерпретациях.
Самая приятная новость в том, что посреди подобного инфернального шума Кинчев вовсе не дедуля, объявивший для себя праздник непослушания. Скорее, капитан пиратского корабля, убеленный сединами, но гордо держащий рок-осанку. Но делает ли все это «Гойду» альбомом, который без особых усилий можно прослушать от начала до конца?
Есть на этот счет некоторые сомнения. На час и двадцать две минуты хронометража здесь маловато песен, которые можно было бы назвать хитами. Музыкальных амбиций немало, желания охватить как можно больше разной музыки — с лихвой, но мыслей, оформленных как идеальное сочетание куплетов и припевов, значительно меньше. Наверное, для кого-то важнее всего атмосфера, и она здесь очень «алисовская». Но если хочется песен, которые потом трудно выбросить из головы, то пальцев одной руки вполне хватит. И это явный признак того, что альбом мог бы быть покороче.
В целом же получился релиз группы, у которой нет особого дефицита ни в идеях, ни в способах их реализации. Для коллектива возраста чуть за сорок — весьма завидный статус. Конечно, на местной рок-поляне, пространство которой в последнее время удивительным образом разрослось ближними и не очень ближними территориями, куда переехали некоторые наши, по-прежнему немало рокеров без страха и упрека. Кинчев свои самые главные и на этот момент самые внятные музыкальные мысли как будто уже сформулировал и вряд ли сможет это повторить. Но стремление сыграть в слона в посудной лавке всегда похвально. Пусть не расслабляются.