Популярный артист репетирует в трудной пьесе Вампилова
Вахтанговский театр пока ещё не открыл сезон (часть труппы гастролирует по городам Китая со спектаклем «Война и мир»), а его артистов можно встретить на Арбате или в переулках. Вот в Калошином переулке, где расположена Симоновская сцена Вахтанговского (одна из шести), субботним утром я встретила Максима Севриновского.
У него суббота началась с репетиции.
Он стоит возле служебного входа театра и курит. До начала работы осталось не так много времени. Севриновский — один из самых популярных артистов вахтанговской труппы и относится к тем редким артистам, на которых идёт публика. Кажется, что даже не имеет значения название спектакля, главное, что в нем играет Максим Севриновский. Не высокий, не статный красавец, не герой-любовник, но есть в нем что-то такое, что позволяет ему играть королевских особ («Ричард III»), простых парней из провинциального городка («Сергеев и городок») или советского генерала («Генерал и его семья»). Кстати, этот спектакль в прошедшем сезоне отмечен «Золотой маской», и в этом в первую очередь заслуга Максима Севриновского. А каким замечательным мы его увидели в фильме «Праведник» Сергея Урсуляка в роли Аббы Ровнера.
Сейчас Максим репетирует неожиданную для многих роль Зилова в пьесе «Утиная охота» Александра Вампилова. Неожиданная? Тем интереснее. Спектакль ставит молодой режиссёр Аскар Галимов, получавший в прошлом году театральную премию «МК» за спектакль «П. О. Л. Е.», выпущенный им со студентами ГИТИСа. А Премия «МК», как известно, абы кому не даётся и означает знак качества.
Итак, Галимов ставит пьесу Вампилова, которая не у каждого маститого режиссера получается, а Максим Севриновский, что сейчас курит на крыльце служебного входа Симоновской сцены, будет в ней Зилов — странный такой персонаж, который сам толком не живет и другим не даёт, запутался в женщинах. Отчего у него все так? — вот режиссеры и пытаются разгадать с момента первой публикации пьесы (1970 год). Одни трактовали технаря Зилова как жертву бездушной советской системы, другие искали в нем мятежность души, предтечу протестного характера в недалёком будущем. Но сказать, что среди постановок в стране, коих было множество, или экранизаций — одни удачи, нельзя. Даже актёры с именами, игравшие Зилова, не всегда спасали — Даль в советском кино или Хабенский в постперестроечном МХАТе. И с ними теперь будут сравнивать Максима Севриновского.
Я смотрел фильм с Далем, театральные постановки, — говорит Максим. — Я не понимал, не видел, в чем боль Зилова, в чем я должен ему сопереживать. И с вампиловскими пьесами, как мне кажется, всегда так: берут в театре «Старшего сына» — беспроигрышно, успех, а берут «Утиную охоту» — и… Но мне кажется, я знаю, что болит у Зилова, отчего он мучается. И Аскар, хотя он и молодой режиссёр, но он не рациональный постановщик, он интересно мыслит. В общем, докурил Максим и отправился в свою «Утиную охоту» искать чужую боль, а может, дурь, а может, ещё что-то или все вместе, из чего составляется жизнь и судьба человека. Интересно, как у него это получится?