В партитуре Чайковского есть пометы Юргенсона и Рубинштейна
Автограф оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского покажут в Музее музыки в рамках выставки «Онегин. Открытый финал». Документ покажут публике впервые.
225-летие Пушкина в Музее музыки отпразднуют через «нотную призму» — осенью широкой публике впервые покажут уникальный автограф оперы «Евгений Онегин», написанный рукой Петра Чайковского. Партитуру представят на выставке «Онегин. Открытый финал», посвященной двум великим версиям «Евгения Онегина» — литературной и музыкальной.
В Telegram-канале Министерства культуры Российской Федерации сказано, что специалисты Музея музыки провели большую реставрационную работу над уникальным документом: восстановили корешковые части и разрывы, восполнили утраты и укрепили обветшавшую от времени ткань переплета (все же партитура создавалась в 1877-1878 годы!).
Сам автограф — это оркестровая партитура с подстрочным переложением для фортепиано. Иначе говоря, это ноты для оркестра, адаптированные самим же композитором для исполнения на клавишных. Документ представляет чрезвычайную ценность для музыковедов и исполнителей — на страницах есть заметки, сделанные самим сочинителем по ходу работы, а также комментарии тех, кто занимался дальнейшей судьбой оперы. Среди пометок внутри партитуры также есть комментарии Петра Юргенсона, который занимался издательством оперы. В дореволюционные времена в Москве у него была прославленная в то время музыкально-издательская фирма, которая специализировалась на публикации произведений отечественных композиторов. Клавир (ноты оперы) «Евгения Онегина» по просьбе Чайковского был издан Юргенсоном еще до того, как состоялась премьера постановки, и, невзирая на грустные предположения композитора о грядущем провале оперы, публика быстро расхватала нотные томики.
Третий человек, чья рука оставила свой след в автографе, — это композитор и дирижер, а также основатель Московской консерватории Николай Рубинштейн, который руководил первой постановкой оперы. Она, кстати, состоялась 145 лет назад (еще один юбилей!). Пушкинский сюжет Чайковскому подсказала певица Елизавета Лавровская, сделав это случайно, почти между делом: «А что бы взять ‘Евгения Онегина’?» Композитор сперва не отнесся к этому серьезно, а позже побежал искать первоисточник. Прочитав роман в стихах взахлеб, он быстро сочинил сценарий будущей оперы.
Премьерную постановку Чайковский желал осуществить непременно силами студентов консерватории: в опере нет сценических эффектов, мало действия, и ему была важна искренность, исполнение без помпезности, которую, по мнению композитора, могли обеспечить именно студенты, а не артисты императорских театров.
Сама опера имеет отличия от пушкинского романа, например, в том, что в ней, невзирая на название, акцент смещен на Татьяну, в образ которой Чайковский был влюблен. Да и финалов у Чайковского оказалось несколько. В первой версии, например, Онегин в финале обнимает Татьяну.