На данный момент автоматизированные системы контроля дорожных нарушений, которые работают на российских автомагистралях, не способны распознать, соблюдают ли водители безопасное расстояние. Однако в ближайшее время ситуация должна измениться. Пока по закону только сотрудники ДПС могут вынести штраф за нарушение правил дистанции, и это происходит не всегда.
В правилах дорожного движения нет конкретных указаний, какая именно дистанция должна сохраняться между транспортными средствами. Согласно пункту 9.10 ПДД, «водитель должен поддерживать такое расстояние до автомобиля впереди, чтобы избежать столкновения, и достаточный боковой интервал для безопасного движения».
Что же подразумевается под понятием безопасной дистанции? В действительности, это переменная величина, зависящая от множества условий, таких как квалификация водителя, скорость движения, погодные условия, техническое состояние автомобиля и тип используемых шин. В каждом случае действуют свои специфические нормы. Поэтому установить факт нарушения и доказать его довольно непросто.
В реальных условиях штрафы за нарушение дистанции чаще всего назначаются после дорожно-транспортных происшествий, когда один автомобиль сталкивается сзади с другим или касается его сбоку.
Как можно узнать подходящее расстояние между автомобилями, если ПДД не содержат конкретных чисел? ГАИ предлагает следующие рекомендации: на сухом дорожном покрытии следует делить скорость пополам для расчета безопасного интервала — так, при 60 км/ч, расстояние должно составлять не менее 30 метров. При дожде скорость нужно разделить на 1,5, что увеличивает дистанцию до 40 метров при 60 км/ч. В зимний период расстояние в метрах должно быть равно скорости авто в километрах в час.