В Москве обнаружили архивы, которые могли принадлежать Владимиру Гиляровскому. Среди находок — визитки, записки, предположительно, написанные журналистом, письма, адресованные ему, а также статьи, стихи, очерки, рецензии и другие любопытные документы. Их покажут на выставке «Находки в реставрации». Москва-2030». А после архив оцифруют и передадут в историко-культурный музей «Код Москвы». Изучением документов займутся специалисты Мосгорнаследия, которые установят точное происхождение материалов и годы их создания, а также подтвердят их принадлежность Гиляровскому.
Находку сделали случайно. На столичных книжных развалах один краевед, чья специализация — история Москвы (его имя не упоминается), приобрел старые журналы и газеты, где и обнаружил документы, которые, вероятно, являются частью архива Владимира Гиляровского.
— Гиляровский на рубеже XIX и XX веков прославился как «король репортажей» — это самое главное, что мы должны знать о Гиляровском и почему мы должны изучать его творчество. Репортаж — это сообщение с места событий. И если мы хотим знать Москву того времени, то нам нужно читать Гиляровского. Поэтому изучение в том числе только что открытых архивов — это чрезвычайно интересно не столько для истории отечественной журналистики, сколько для москвоведения, — поясняет Егор Сартаков, доцент факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.
Все дело в том, что Москва дореволюционная делилась на дворянскую местность — Арбат, Спиридоновка, Пречистенка, купеческую — Замоскворечье, и так называемую «простонародную» — район Китай-города, Солянка, Хитровка. В своеобразное «гетто» большинство людей боялись ходить. Поэтому о жизни обитателей этих районов мало что было бы известно, если бы не Гиляровский, который был туда вхож. В босяцком районе писатель был как рыба в воде.
— Когда Константин Станиславский в 1902 году ставил драму Горького «На дне», желая показывать на сцене исключительно правду, он уговорил Гиляровского провести для артистов его театра специальную экскурсию по Хитровке. Писатель отвел экскурсантов в известный тогда трактир «Каторга», который находился рядом с ночлежкой, — рассказал Егор Сартаков.
Потому и ценны его архивы для москвоведов — Гиляровский легко переходил из района в район, в том числе был вхож в самые опасные из них, в отличие от других жителей Москвы рубежа веков. Многие боялись, но не он.
Но как же так случилось, что публицист, один из корреспондентов газеты «Русские ведомости» и других популярных изданий, оказался своим среди чужих?
— До журналистики Владимир Гиляровский пробовал себя в разных профессиях, — рассказывает Егор Сартаков, — например, он был крючником — человеком, который перевозил тяжелые грузы на крюках, бурлаком — перетаскивал баржи. В общем, физически он был сильным. С таким опытом он и пришел в журналистику. Его, конечно, нельзя сравнивать с современниками — с Чеховым или Короленко, литературных способностей такого уровня у него не было. Но его отличало другое: великолепное знание и понимание профессий и людей, о которых он писал.
Взять хотя бы его самый знаменитый репортаж «Катастрофа на Ходынском поле». Писатель, зажатый в толпе, провел там всю ночь, а люди все прибывали и прибывали. Многие погибли, стоя в толпе, — давка ломала ребра. Гиляровскому удалось выжить, пожалуй, благодаря его физической форме. В репортаже он описывал ситуацию на Ходынке так: «Со многими делалось дурно, некоторые теряли сознание, не имея возможности выбраться или даже упасть: лишенные чувств, с закрытыми глазами, сжатые, как в тисках, они колыхались вместе с массой».
— Здесь Гиляровский нам важен не столько как писатель, сколько как наблюдатель, — заключает Егор Сартаков. — Его «Москву и москвичей» до сих пор с удовольствием читают все, кто интересуется историей нашей столицы. Легенда о салате оливье и о некоем Люсьене, описание жизни Хитровки — все оттуда!
Кстати, несмотря на то, что Гиляровский так прославил Хитровскую площадь, памятника ему там мы не обнаруживаем. Бронзовый писатель сидит в Столешниковом переулке возле дома, где он жил. Но Москва увековечила писателя не только там. Гиляровский присоседился к памятнику Гоголю на Никитском бульваре. Если внимательно присмотреться к пьедесталу, где изображены герои гоголевских литературных трудов, то в образе Тараса Бульбы легко узнать могучего и фигуристого Гиляровского, с которого и делали барельеф персонажа. Так что можно считать, что в Москве целых два памятника журналисту.
— К сожалению, творчество Владимира Алексеевича мало изучено, так как сохранилось не так много документов. Уверен, что эта находка поможет узнать больше о жизни и деятельности писателя, — цитируют своего руководителя Алексея Емельянова на сайте Департамента культурного наследия города Москвы.
И вот как интересно получается: архивов, связанных с ним, сохранилось мало, творчество его подробно не изучено, не считая журналистских репортажей, из которых сделали сборник, и книги «Москва и москвичи». Но этого оказалось достаточно, чтобы Гиляровского любили и уважали столько лет спустя. Может, найденный архив — это точка старта для подробного изучения наследия Гиляровского?