Мировая премьера «Империи» французского режиссера Брюно Дюмона, а это пародии на «Звездные войны», перемещенные во французскую глушь, состоялась в феврале на 74-м Берлинском кинофестивале, что само по себе удивительно. Дюмон — любимец Канн и неоднократно получал там награды, включая Гран-при за «Человечность» и «Фландрию».
Теперь он виртуозно поиграл в жанры — от научной фантастики до сатиры, рассказал нам про цивилизацию Нулей и расу Единиц, ее возможном Спасителе и получил на Берлинале приз жюри.
Брюно Дюмон, снявший «Суперзвезду» c Леа Сейду, «В тихом омуте», «29 пальм» с участием русской актрисы Екатерины Голубевой, «Вне сатаны», «Жанну», удивил проявленным интересом к инопланетянам, комедийным переосмыслениям культовых блокбастеров, перенесенных им на чужеродную почву. Создан фильм в копродукции Франции, Италии, Бельгии, Германии и Португалии.
«Империя» — веселая научная кинофантастика о борьбе Добра и Зла, развернувшейся в захолустной рыбацкой деревне. Туда устремились представители инопланетных кланов, чтобы внедриться в человеческую плоть и окончательно победить друг друга. Каждый из них мечтает заполучить двухлетнего мальчишку — сына местного рыбака Джонни. Что это за чудо-малыш, что за сокровище, ради которого посланцы небес ломают копья, орудуют так, что головы летят? А он — то ли грядущий Мессия, то ли Антихрист. Во всяком случае, представители Нулей связывают с ним надежды на мировое господство. При этом одни похожи на других, даже одеты примерно одинаково.
Брюно Дюмон назвал свой фильм космической оперой, проникающей не только во все уголки Вселенной, но и внутрь человеческого разума. «Я исследую вечную борьбу противоположностей — во Вселенной и внутри нас самих. Как в двоичном коде есть только нули и единицы, так и в душе человека сражаются Добро и Зло, Свет и Тьма. Этот внутренний конфликт становится аллегорией галактического масштаба», — говорит он.
Его герои вооружены световыми мечами, имитируют походку джедаев, и все это в деревне близ Ла-Манша. Жизнь здесь как будто замерла, люди погрузилась в дрему, но это только видимость. Рыбак Джонни — его сыграл автомеханик Брандон Влиге, однажды снимавшийся в массовке, записавшийся на кастинг к Дюмону и в результате отобранный им на одну из главных ролей, — воспитывает маленького сына в строго отведенные часы.
С женой они разошлись. У нее своя жизнь. А в деревне с малышом занимается мать Джонни — одна из самых сочных ролей, когда непонятно, актриса это или обычная женщина. Дюмон любит и умеет работать с непрофессиональными исполнителями, находить необычные лица в потоке. Уезжая из деревни, бывшая жена Джонни погибает в автокатастрофе, а их сын, находившийся рядом, цел и невредим. Как тут не заподозрить неладное.
Единицами правит королева (Камилль Коттен), которую в деревне принимают за мэра, не подозревая о том, кто она на самом деле. Люди идут к ней за советом, а бабушка будущего Спасителя или Антихриста жалуется на коммунальные неудобства. Королева прилетает на Землю на космическом корабле, напомнившем кому-то парижскую часовню Сент-Шапель, кому-то Королевский дворец в Казерте. Но это детали. Главное, что прилетает несомненный символ Франции. Фантазия у Дюмона грандиозная — дух захватывает от дерзости.
Главный у Нулей — Вельзевул. Сыграл его знаменитый французский комик Фабрис Лукини весьма однообразно. Ему верно служит, постоянно падая ниц, дерзкая красавица Лин, приехавшая в деревню якобы к отчиму. Ей скучно в глуши, она буквально навязывает свое общество рыбаку Джонни. И мы еще не знаем, что все не просто так, что они одной группы крови, своего рода коллеги по клану.
Девушку сыграла франко-алжирская актриса Лина Кудри, снимавшаяся во «Французском вестнике» Уэса Андерсона, дилогии «Три мушкетера», «Шрамах Парижа», получившая награду Венецианского кинофестиваля за роль в фильме «Благославленные».
Джейн, которая тоже чуть что падает на колени, но перед королевой Единиц и Доброты, сыграла румынская актриса и модель Анамария Вартоломеи, известная по «Событию» Одри Диван, «Моей маленькой принцессе» Евы Ионеско, где снималась еще ребенком.
В захолустные «Звездные войны» Дюмон вводит героев своих прежних фильмов. К примеру, из «Жизни Иисуса», о приквеле которого давно мечтал и финал которого стал своеобразным толчком для создания «Человечности». В «Империи» есть и забавная парочка жандармов — Ван дер Вейден (не путать с живописцем нидерландского Возрождения) и Корантен Карпентье, которые позаимствованы из сериала Дюмона «Малыш Кенкен». Там комический дуэт тоже боролся с внеземными представителями. Люди они туповатые, туго соображают, как загипнотизированные смотрят на тех, кого должны поймать и обезвредить. Дуэт виртуозный.
Дюмон стремился скрестить голливудских супергероев с заурядными персонажами, которых мы видим в жизни. Первые вселяются в тела вторых, и сложно заподозрить в них иную сущность. Нули и Единицы в свободное от противостояния время страстно предаются любви на свежем воздухе, и их принадлежность к противоборствующим кланам только усиливает остроту ощущений. А пейзажи у Дюмона особенные. Он не отправляется в дальние киноэкспедиции, не ищет новые локации, снимает, не уходя далеко от своего дома в окрестностях Байеля на севере Франции. Зачем что-то искать, когда все давно найдено и идеально для съемок.
Логика Дюмона такова: нет людей однозначно плохих и хороших. Каждый из нас — плацдарм для борьбы добра и зла. Мы способны совершать неблаговидные поступки. Зло — это недостаток Добра. Вспомнились слова российского оператора Сергея Астахова о том, что подвиг одного — это преступление другого.