Термин «боевая наука», который широко используется в современном мире боевых искусств, имеет очень мало содержания или сходства с тем, когда этот термин впервые стал популярным. Этот конкретный термин был избран для описания уникального и логичного исследования, которое могло повлиять на будущее развитие всех боевых искусств. Подробнее о том, как боевая наука существует в условиях коммерции в боевых искусствах размышлял автор портала HoustonKarate, перевод предлагается читателям Superkarate.ru.
Современные боевые искусства, практикуемые последние 150 лет, были окутаны идеей, что любой стиль священен и, следовательно, находится вне обзора или проверки кем-либо. Самая заметная причина связана с правом собственности. Соревновательное каратэ, как один из примеров, является ключом к поддержанию мирового и национального статуса, требующего преданности стилю и соревновательной системе. И поскольку соревнование является сильнейшим рыночным двигателем и, следовательно, главным влиянием на то, чему учат в большинстве школ боевых искусств, нет необходимости подвергать сомнению происхождение или будущее этого вида спорта. Пока юноша или взрослый ученик склонны к спорту, их дальнейшее участие в некоторой степени гарантировано. Но как насчет большей части населения, которая не склонна к спорту или интересуется чем-то большим?
Помимо конкуренции, что еще интереснее, существует непрекращающееся очарование прошлым, когда в искусстве тайно и секретно практиковались несколько избранных мастеров, способных нанести секретный смертельный удар, приводящий к смерти. Наиболее интригующей является идея о том, что это может существовать на самом деле. То, что утверждали все ранние пионеры науки болевых точек, было связью с этим таинством, что каким-то образом они были избраны, чтобы теперь открывать миру эти смертельные учения – точнее, любому, кто готов был заплатить за семинар, купить книги и записи или даже присоединиться к их организациям, где «истинные секреты» открывались только для их членов.
Заявления о секретных писаниях и тренингах с неизвестными техниками оставались без возражений или не были подтверждены. Это подпитывало очарование обучения у этих людей и создавало отличный пиар для главного учителя, организации и отдельной школы. Любые внутренние вопросы подавлялись другими членами и старшими ученикам, поскольку это, очевидно, подразумевало бы вопросы ко всем вовлеченным. Добавьте к этому идею о том, что кто-то написал книгу или даже путешествовал на родину боевых искусств, и это каким-то образом легитимирует человека как безупречного мастера.
В связи со всем этим, мир боевых искусств пережил наибольшее замедление интереса и роста за последние 10 лет. Во многом это связано с интеллектом взрослых мастеров боевых искусств и популярностью боев в стиле ММА. Хотя ММА является одной из наиболее реалистичных форм систематизированных боев, они по-прежнему в значительной степени опираются на атлетизм и перекрестные тренировки, а школы ММА зависят от чемпионов, чтобы подтвердить свою репутацию. Большинство взрослых работают в какой-то сфере профессионального мира и не могут появиться в офисе с опухшими ушами, синяками под глазами и множеством швов на лице и бинтами. Аналогично с соревновательным каратэ, все это ограничивает тех, кто может тренироваться. Но это не значит, что практикующий общие боевые искусства менее предан или не такой крутой.
Как и соревновательное каратэ, ММА опираются на превосходный атлетизм, глубокое понимание правил и, в основном, на правильного тренера. Как и в большинстве видов спорта, спортивная медицина, психология и физиология важны для успеха спортсмена, но в большей степени являются ответственностью тренера.
С другой стороны медали оказывается уровень интеллекта многих взрослых. Взрослые, которые не боятся задавать вопросы, больше путешествуют, имеют неограниченный доступ к информации и немного более осмотрительны в том, куда и как они вкладывают свои деньги. В спорте довольно легко понять и принять то, что позволит или ограничит участие человека. Когда дело доходит до тех боевых искусств, которые включают более интеллектуальную сторону, не так легко обмануть перспективного ученика, новичка или опытного.
Становится все более важным понимать, что изучение боевых искусств – это не единая методология, а скорее совокупность и сотрудничество восточных и западных медицинских практик и функциональных наук, применяемых к повседневным тренировкам и реальным боевым применениям, и что эти различия должны быть одинаково развиты. Также важно понимать, что есть некоторые области изучения, такие как простая механика тела, которые могут существовать сами по себе, в то время как такие области, как ТКМ (традиционная китайская медицина, одним из аспектов которой является акупунктура), требуют зависимости от прочного фундаментального понимания механистического тела, чтобы быть по-настоящему эффективными. В конце концов, вся предпосылка боя заключается в том, чтобы разрушить способность нашего противника защищать себя, и что может быть проще, чем понять физическую и ментальную структуру человека и найти присущие ему слабости? Все интеллектуальные знания не идут ни в какое сравнение с хорошим, жестким бойцом. Но возьмите кого-то со средними, но прочными боевыми навыками и функционально примените любой из множества принципов боевых искусств, и игровое поле изменится.
Боевая наука не является застойной и неизменной
Иногда проще выразить, чем что-то является, проиллюстрировав то, чем оно не является. Так что же не является боевой наукой? Во-первых, это не применение постоянного списка плохо применяемых или неактуальных концепций к какому-то непроверенному или предписанному набору техник. Боевая наука не предназначена для того, чтобы предоставить ученику какие-то приемы самообороны или модные словечки. Боевая наука не является застойной и неизменной. Боевая наука не является неприкосновенной или священной. Боевая наука не является теоретической или театральной. Боевая наука не является заранее упакованной и пригодной для разогрева в микроволновке. Так что же такое боевая наука?
Боевая наука требует изучения, настоящего изучения, и это изучение может быть очень поверхностным или очень глубоким и широким. Все зависит от ученика. Боевая наука на любом уровне обеспечивает возможность реверсивного проектирования любой техники или текущего метода обучения и извлечения из ряда систем аналитики для выявления любых присущих недостатков, как в атаке противника, так и в ответе ученика. Благодаря этому упражнению ученик начнет осознавать, что между атаками и ответами больше сходства, чем различий. Как и тренировка с хорошим тренером по боксу, полная и правильная система боевых искусств разовьет одинаково эффективное и сбалансированное нападение/защиту, а не просто сосредоточится на оборонительных ответах. Хотя некоторые формы предустановленных техник могут использоваться для передачи информации и намерения изучения, большая часть практики станет более динамичной и менее зависимой от заранее подготовленных упражнений. Изучение боевых искусств должно применяться к развитию собственной физической формы ученика, если не больше, чем к развитию любого применения самообороны против нападающего. Боевые искусства постоянно развиваются и постоянно меняются. Боевые искусства, как и любая наука, должны быть открыты для вызова и исследования. Боевые искусства зависят от активного физического и технического обмена. И хотя на ранних стадиях обучения ученик будет знакомиться с сотнями медицинских и научно обоснованных концепций и принципов, конечной целью является простота, чтобы знать, что нужно и когда это нужно, и с как можно меньшими затратами усилий.
Важно признать, что технология тела и разума меняется очень мало. Что действительно меняется, так это способность человека усваивать старую и новую информацию и с готовностью применять любой результат по мере необходимости.
Ката, как и практика отдельных техник или кихон, не имеет цвета или содержания. Ката, само по себе, является противоречием в том, что по определению ката – это установленный шаблон техник конкретного учителя, стиля или школы, и понимание этого определения в значительной степени является современным дизайном, созданным для поддержки современной физической практики и спорта. В отличие от любого другого аспекта практики ученика, боевые искусства персонализируют и возвышают ката за пределы того, что может сделать любой тренер или учитель, поскольку это требует глубокого внутреннего самоанализа и интуитивности.
Боевые искусства для каратэ – то же, что компьютерные технологии для мобильных телефонов. Любой стиль боевых искусств, как и современные мобильные телефоны, просто предоставляет платформу и систему доставки для множества приложений. Для правильной работы этим приложениям нужен доступ к другим функциям вашего телефона, таким как контакты, файлы данных, изображения и т. д. Все эти отдельные приложения были разработаны специально для бесперебойной работы друг с другом. Обновление одного зависит от пересмотра и обновления всех остальных, включая платформу хостинга, чтобы принести плоды. Подобно компьютерным технологиям, изучение боевых наук позволяет ученику стать интерактивно связанным, требуя постоянного пересмотра и обновления. К сожалению, у человека нет доступа к провайдеру, который предоставляет бесплатные обновления каждый год, как это делают для вашего мобильного телефона.