Благодаря Татьяне Михайловне в музее теперь хранится единственный экземпляр истребителя МиГ-9
К 100-летнему юбилею кинорежиссера Татьяны Лиозновой, который отмечается 20 июля, уже появились статьи, вышли телепрограммы, радиопередачи… В них о жизни и творчестве «мамы Штирлица» рассказали очень много, но все-таки по крайней мере одно событие, связанное с ее работой в кино, осталось «за кадром». Сегодня мы в «МК» хотим пополнить список заслуг Татьяны Михайловны необычным — «музейно-техническим», пунктом. Ведь благодаря ей удалось сохранить уникальный советский самолет.
Знакомый по справочникам факт из лиозновской биографии: после окончания школы, она поступила в Московский авиационный институт. Правда, проучилась там девушка всего один семестр, после чего приняла решение уйти из этого вуза, чтобы попробовать себя в совсем иной области – в кинематографе. Однако, судя по высказываниям некоторых людей, знавших ее, Татьяна Михайловна, передумав быть «технарем», все-таки не потеряла интереса к небу, к авиации. На протяжении своей режиссерской карьеры она не раз «прикасалась» этой теме.
Самым основательным обращением Лиозновой «к самолетам» стала ее работа над фильмом «Им покоряется небо» в начале 1960-х.
В основе сценария картины, написанного по повести Анатолия Аграновского «Открытые глаза», события, которые связаны с созданием в послевоенные годы советского боевого самолета принципиально иной конструкции — на реактивной тяге легла. И хотя по сюжету экспериментальный образец крылатой машины зашифрован вымышленным обозначением И-267, однако на самом деле на экране показана реальная история появления первого советского турбореактивного истребителя МиГ-9.
Очень серьезной проблемой для съемочной группы оказались поиски «главного героя». Дело в том, что к 1962 году, когда Лиознова начала работу над кинолентой, микояновских «девяток» в советских ВВС уже не оставалось. Производство этого реактивного первенца было свернуто еще в 1948-м, после принятия на вооружение более совершенного истребителя МиГ-15, а в течение 1950-х те несколько сотен МиГ-9, которые находились в составе наших боевых авиационных частей, списали или передали вооруженным силам Китая.
Конечно, можно было бы с помощью умельцев «слепить» для съёмок какую-нибудь бутафорскую конструкцию, загримировать под вымышленный экспериментальный истребитель один и существовавших в то время самолетов. Однако Татьяна Михайловна оказалась верна своему желанию – сделать по-настоящему исторический фильм. Ради этого пришлось совершить почти невозможное: вернуть из небытия МиГ-9.
Огромную помощь в реализации такого чуда оказал Лиозновой маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий.
Благодаря его распоряжениям удалось отыскать чудом уцелевший хотя бы в полуразобранном виде «девятый» МиГ. Специалисты на предприятиях ОКБ А.И. Микояна восстановили его до «почти летного» состояния. Старый истребитель мог самостоятельно разгоняться и подлетать на 5-6 метров над землей. Таких способностей этого ветерана оказалось вполне достаточно для того, чтобы снять эффектные натурные кадры (пилотировал ретро-самолет опытный летчик-испытатель), а на общих планах реальную крылатую машину заменили макетом.
Интересно, что во время съемочного процесса реанимированному МиГ-9 пришлось «раздвоиться». Ведь, согласно сценарию, в испытаниях нового реактивного истребителя принимают участие два экспериментальных его образца – с номерами «01» и «02» на фюзеляже. Причем по сюжету «единичка», которой управляет один из главных героев фильма – летчик-испытатель Алексей Колчин (артист Николай Рыбников), разбивается во время очередного полета, а испытания после этого продолжает на «двойке» коллега и товарищ Колчина Сергей Шатров (артист Владимир Седов). Обе роли экспериментальных реактивных истребителей сыграл один и тот же ретро-самолет, которому просто поменяли цифры на борту.
После окончания съемок фильма «Им покоряется небо» восстановленный для кинематографистов МиГ-9 с заводским номером №114010 был сохранен. Крылатая машина находится в коллекции Центрального музея Военно-воздушных сил.
Как говорят специалисты, это один из всего двух экземпляров такого самолета, уцелевших до настоящего времени. Второй берегут в музее в КНР.