Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. . Им необходимо круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа «Новый вектор», собравшем в Калининградской области кинематографисты из разных регионов (был даже один итальянский продюсер Анжело Скондо, планирующий съемки в России), обсуждали, при каких условиях кино в регионак может динамично развиваться. Разбирали вплоть до деталей: как перекрывать дороги во время съемок, проводить актерские лаборатории…
Итальянский коллега представлял проект «Самая сумасшедшая гонка в мире» о ралли Пекин-Париж, прошедшем впервые в 1907 году. Теперь стоит вопрос: решится ли кто-то отправится по этому маршруту на автомобиле?
В чате форума до сих пор кипит жизнь. Кто-то обращается к коллегам за советом, как открыть киноклуб в Подмосковье и обсуждать там фильмы. Представитель Омска экстренно ищет костюмы офицеров СС для картины «Война со смертью», действующие костюмерные без моли и пыли. Коллеги из Мурманска зазывают к себе: «Снег будет с октября. Северное сияние с сентября. Киты постоянно». Это то, без чего кино жить не может. Нужен постоянный обмен информацией, особенно, если живешь вдали от столиц.
Вспомнилась история о том, как Олег Янковский, живший еще в Саратове, зашел вместе с актером Владимиром Красновым к ассистентке режиссера Владимира Басова. Его товарищ должен был передать свои фотографии. Оказалось, что ассистентка видела портрет Янковского в фойе театра, и попросила принести фотографию. У Янковского была только любительская, плохого качества. Ее и принес. Вскоре вызвали на кинопробы. Басов снимал «Щит и меч». Но тут было еще и удивительное совпадение. До того, как Янковский вошел в кабинет Басова, тот его приметил в ресторане Львова, где саратовский театр гастролировал. Басов с женой Валентиной Титовой обсудили незнакомца, подумали, что он физик или филолог, но не актер. Басов тогда искал исполнителя на роль немца Генриха Шварцкопфа.
Алексей Герман-старщий постоянно искал незнакомые лица. Его ассистенты находили актеров в разных городах страны. Так появился Андрей Болтнев, работавший в Новосибирске, в картине «Мой друг Иван Лапшин».
Раньше режиссеры, например Вадим Абдрашитов, сами ходили по театрам и искал артистов. Какой переполох был в Нижегородской драме, когда туда приехал Эльдар Рязанов, которому была нужна молодая актриса на роль Ларисы Огудаловой в «Жестокий романс». Лариса Гузеева тогда еще не попала в его поле зрения.
Теперь московская актриса и карьерный коуч Светлана Камынина на форуме регионального кино провела мастер-класс и неожиданно получила предложение от калининградского режиссёра поучаствовать в его фильме.
Среди участников мероприятия была президент гильдии кастинг—директоров Маргарита Ленских: Она сама из Владивостока, где не было никаких киношкол и возможности получить кинообразования. За этим она отправилась в столицу.
«Большая радость, — говорит Маргарита, — что теперь во многих регионах развивается кинематограф, появляются киношколы, где подростки и люди, начинающие работать в кино, могут получить знания и опыт, создавать документальные, игровые, анимационные фильмы.
Без кастинга невозможно представить современный кинопроцесс, но, как говорит Маргарита, существует проблема — актеры в регионах. «В городах-миллионниках, где в основном снимают кино, есть несколько больших театров. Как правило, это драматический театр, ТЮЗ, частные коллективы. Мы пытались посчитать, сколько же в больших городах актеров, но бросили это занятие. Не менее 1 тысячи артистов живут в большом городе. Мы даже учли блогеров, которые производят определенный контент для социальных сетей, актеров, работающих в театрах, и тех, кто нигде не задействован.
Когда начинают снимать кино в каком-то городе, то примерно 10 — 30 процентов от общего количества актеров мы стараемся набрать на месте. Актеры массовых и групповых сцен набираются только там. А актеров эпизода и второго плана, как правило, привозим из Москвы и Санкт-Петербурга.
Где же мы их ищем? По театрам, которые располагаются в городе и близлежащих городах, по группам в VK. Проводим открытые кастинги на местах. Если где-то есть местные бригадиры, пользуемся их услугами. Бывает, что сами актеры заинтересованы в том, чтобы поучаствовать, могут кого-то порекомендовать.
На сайтах театров нет актуальных фотографий, и мы не знаем, как актер выглядит на самом деле. Приходится связываться через соцсети, звонить в театр, и просить контакты, звонить, писать на почту. Не все актеры готовы и хотят сниматься в кино. У многих плотная занятость в театре — репетиции, спектакли, иногда до 30 в месяц. Им не до кино.
Тот, кто готов сниматься, часто не понимает, что такое киновизитка, хотя она простая и особой сложности не представляет. (Вспомнился Марк Эйдельштейн, отправлявший в США самопробу по просьбе режиссера «Аноры» Шона Бэйкера. Фильм получил недавно «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля – С.Х.). И, конечно, запись кинопроб вызывает страх и ужас, поскольку людям непонятно, как это ее делать, как ставить камеру, как подыгрывать. У актеров в регионах нет понимания, как играть в кино, даже если в дипломе написано, что он — «актер театра и кино»,
Ассистенты и бригадиры тоже не всегда точно понимают задачу, так как не имеют опыта по подбору артистов. Все-таки профессия кастинг-директора предполагает знание психологии, типологии личности, психофизики. Важно разбираться в типажах и, как бы это не прозвучало странно, в кризисах человека. Только тогда поймешь, кого и на какую роль можно рассматривать.
Одна из самых глобальных проблем заключается в том, что в городах нет единого агентства или агента, который мог бы представлять на местах интересы артистов, контролировать запись самопроб, всего, что потребуется кастинг-директору».
Каков же выход. Московские специалисты готовы предоставить педагогов, которые обучат этому искусству. Главное – найти заинтересованных людей в регионах, готовых постоянно этим заниматься. Важна работа с вузами, которые выдают дипломы артистам театра и кино, хотя по факту только театра. Туда тоже надо направлять специалистов из Москвы и Петербурга. И, конечно, имеет значение заинтересованность театров в популяризации своих актеров, ведь чем они известнее, а кино это обеспечивает, тем больше зрителей придут на спектакль, чтобы посмотреть на звезду.
На форуме показали фильмы, снятых в регионах. Среди них– якутские картины «Чума» Дмитрия Давыдова и «Там, где летают стерхи» Михаила Лукаческого, «Бери да помни» Байбулата Батуллы из Татарстана, «Папаши в бегах» Алексея Южакова из Тюмени, отличную программа мультфильмов из Екатеринбурга, Уфы, Петербурга. А открыла форум документальная картина «Полет над Калининградом» Анатолия Малкина о памятниках истории и культуры, достопримечательностях и жителях города.
Для наглядности на сцену вынесли пакеты с копиями бумажных купюр, чтобы можно было представить, как работает системы рибейтов. Количество субсидий, выплаченных кинематографистам оказались в 4,8 раза меньше того, что они оставили в регионе за последние семь.
Недавно на съемках одного фильма в центре России, довелось стать свидетелем того, как к съемочной группе прилепился человек, выдававший себя за представителя кинокомиссии. Он требовал за все денег. Приезжал и стоял над душой, угрожая продюсеру чуть ли не физической расправой.
Интересно, что по всем показателям по регионам лидирует башкирское кино, но по факту впереди якутское кино. На форум приехал кинорежиссер и художественный руководитель «Сахафильм» Алексей Романов. В день открытия ему вручили награду за вклад в развитие регионального кинематографа. Он так просто и ясно объяснил, почему якутское кино стало таким популярным, несмотря на мизерные бюджеты.
— У нас в древние века было развито устное народное творчество. Сказители ходили из улуса в улус, и рассказывали темными зимними вечерами об эпическом сказочном мире. Слушая сказителей, люди воображали красочный, мифологический мир, где проходила борьба добра и зла. Это сыграла большую роль в том, что мы, потомки, стали киносказителями, как я называю кинематографистов. Потребность слушать сказителей у нашего населения есть. Якуты стремятся к самоидентификации.
Сам я сын кузнеца, с детства собирал сказки. Вокруг меня собирались дети. Возможно, это повлияло на то, что я стал режиссером. У каждого якута есть своеобразная матрица визуального видения мира, что и заложило основу для культурного кода нашего народа. В свое время Академии наук СССР по просьбе главы республики того времени Амосова провела эксперимент. Детей попросили нарисовать повседневный быт. Моя жена этнограф, и вот что нас с ней удивило: они нарисовали раскадровку будущих фильмов. Никто же им не говорил, что так надо. То есть в якутах это генетически заложено. Мне кажется, что сказалось влияние устного народного творчества. Почему говорят, что якутские фильмы стоят обособленно? Наши режиссеры никому не подражают. Они снимают кино на основе своего личного опыта, нашей традиционной культуры и истории. Среди якутских фильмов не найдешь таких, которые подражали бы Голливуду».
По мнению Алексея Романова, свою роль сыграл и корпоративный фактор. Якутское киносообщество очень дружное. Делятся друг с другом опытом, камерами, всем, что есть. В течение лета оператор оказывается в пяти съемочных группах. Все радуются успехам коллег и переживают за их неудачи..
К примеру Любовь Борисова («Надо мною солнце не садится», «Не хороните меня без Ивана») работает вторым режиссером у своего коллеги Эдуарда Новикова, хотя и сама состоявшийся режиссер, или монтажером у Михаила Лукачевского, снявшего фильм про стерхов. Молодой режиссер Евгений Николаев на новой картине Дмитрия Давыдова «Прозрачные земли» незаменим и представлен во всех лицах. Эдуард Новиков работает у Любови Борисовой вторым режиссером, а она стала соавтором совсем свежего фильма Алексея Романова «Легенды вечных снегов». Картина недавно получил Гран-при Международного кинофестиваля в Бишкеке
Еще один фактор, обеспечивший успех якутскому кино, — – коммуникативный. «Мы постоянно находимся в живом диалоге с нашими зрителями, — говорит Алексей Романов. — Они строгие, критикуют нас, если мы что-то не так сделали, не так показали какой-то обряд. Зритель наблюдает за нами и хочет узнать себя через экран. Зачастую, когда идет американский блокбастер в одном зале, а в другом — премьера якутского фильма, то на нем будет больше зрителей. Есть и адаптивный. Фактор. Вы же видели, какие экстремальные условия в Якутии. Последний свой фильм я снимал весной при минус сорока градусах. Наш герой постоянно едет на лошадях, пробирается через двухметровый слой снега. Мы жили в палатках. Лошади не хотели идти через такой большой снег. Нам приходилось адаптироваться к этим условиям. Якутские команды, если снимают летом, то им достаются облака комаров и мошкары, невыносимая жара, а зимой — невыносимый холод. Но якуты — терпеливые, стойкие, спокойные, всегда стремятся делать то, что хотят. Я очень надеюсь, что мы на этом не остановимся. Мы продолжаем искать свой почерк и стиль, новые смыслы. Наши ребята осваивают все новые жанры и хотят снять мюзикл. Мечтаю, что придет время, и мы сделаем фильм на основе эпоса «Олонхо», типа «Властелина колец» и поразим нашего зрителя».
В скором времен в Якутии начнется строительство большого национального кинопавильона, и таким образом появится серьезная база для дальнейшего развития кино.