Казахстан подписал меморандум о сотрудничестве по проекту ILRS под руководством Китая, а также рассмотрит возможность коммерческого использования космодромов друг друга.
Соглашение было подписано во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан 3 июля, в ходе которого было подписано 30 документов между двумя сторонами. Это развитие ещё больше укрепляет планы Китая по исследованию Луны.
В совместном заявлении Министерства иностранных дел Китая говорится, что «обе стороны поддерживают обмены и сотрудничество между аэрокосмическими агентствами и предприятиями двух стран в мирном использовании космического пространства, содействуют взаимовыгодному сотрудничеству в освоении Луны и дальнего космоса, а также в получении и обмене данными дистанционного зондирования».
По данным информационного агентства «Интерфакс», одним из 30 подписанных документов стал меморандум о сотрудничестве в рамках проекта Международной лунной исследовательской станции (ILRS).
Китайское национальное космическое управление (CNSA) не опубликовало собственного заявления, но оно и не опубликовало заявления после аналогичной того, когда Сербия присоединились к ILRS.
МИД Китая также заявил, что Китай и Казахстан «изучат возможность коммерческого использования космодромов обеих сторон».
В настоящее время Китай работает над расширением доступа к стартовой площадке для новых поставщиков коммерческих услуг по запуску. Космодром Байконур сдан в аренду России до 2050 года. В стране также находится испытательный полигон Сары-Шаган. Казахстан граничит с Синьцзян на западе Китая.
«Казахстану необходимо будет диверсифицировать свою деятельность и отойти от России, если он хочет добиться большого будущего в космосе», — сказал Бледдин Боуэн, доцент, специализирующийся на космической политике и военном использовании космического пространства в Университете Лестера.
Си Цзиньпин также выступил с речью на саммите в Астане 4 июля: «Китай приветствует все стороны в использовании спутниковой навигационной системы Beidou и участии в строительстве Международной лунной исследовательской станции».
Китайская программа ILRS предусматривает создание постоянной лунной базы в 2030-х годах. Она будет построена с использованием сверхтяжёлой пусковой установки. Амбициозный проект направлен на продвижение лунных исследований и использования лунных ресурсов. Китай также намерен отправить астронавтов на Луну до 2030 года.
План является параллельной, но отдельной программой по отношению к программе NASA Artemis, для которой США выстраивают партнёрские отношения. И США, и Китай предпринимают дипломатические усилия по привлечению стран, причём США привлекли 42 страны к подписанию Соглашений Artemis, в которых изложены принципы, регулирующие исследование и использование космического пространства. Последней из присоединившихся стран стала Армения в июне.
Китай также заявил, что создаст Международную организацию по сотрудничеству в области лунных исследовательских станций (ILRSCO). Организация будет координировать и управлять строительством лунной базы ILRS.
В конце мая Китай подписал соглашение с Бахрейном, охватывающее исследование Луны и дальнего космоса. ILRS не был упомянут явно. Однако он будет фигурировать в совместной с Египтом разработке гиперспектральной камеры для идентификации лунных материалов для миссии Chang’e-7, предшественника ILRS в Китае.
Перу, ещё один участник соглашений Artemis, участвует в проекте ILRS через участие в Азиатско-Тихоокеанской организации космического сотрудничества (APSCO). Штаб-квартира этой межправительственной организации находится в Пекине, и она подписала Меморандум относительно ILRS.
Казахстан стал 12-й страной, присоединившейся к ILRS, после Сербии в мае, Никарагуа и Таиланда в апреле. Венесуэла, Азербайджан и Египет подписали контракт в 2023 году.