Помнят и чтят гостей из СССР
В этот день вся Монголия преображается, главную площадь столицы заполняют люди в традиционных нарядах, исполняются национальные песни и даже проходит показ мод. Другая важная традиция Наадама (национального торжества страны) — показ первой монгольской оперы «Три печальных холма» советского композитора и фольклориста Бориса Смирнова.
Наадам, или праздник середины лета, ежегодно отмечается в Монголии с 11 по 13 июля. В эти дни мужчины соревнуются между собой сразу в трех видах спорта: скачках, стрельбе из лука и монгольской борьбе.
Предшествует началу «трех мужских игр» торжественное открытие мероприятия на центральной площади Улан-Батора, оно проводится вечером 10 июля — тогда же приходит черед постановки Смирнова. Как же композитор попал в Монголию?
Смирнов окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у М.Р. Гнесина в 1939 году и по распределению отправился в Монголию, где устроился в Государственный театр оперы и балета и проработал в нем с 1940-го по 1946 год.
За время своего пребывания в Монгольской Народной Республике композитор успел написать музыку к нескольким постановкам (например, «Чудесная лимба» и «Три шарайгольских хана»), а еще поработать на местном радио и обучать учеников в монгольских музыкальных школах.
Однако наибольшую славу в Монголии Борису Смирнову принесла его плодотворная работа с композитором Билэгийном Дамдинсурэном. В 1942 году в соавторстве с ним Борис Смирнов написал музыку к первой монгольской опере. В её основу легло одноименное произведение монгольского прозаика Дашдоржийна Нацагдоржа.
По сюжету, чем-то напоминающему «Руслана и Людмилу», влюбленные Юндэн и Нансалма готовятся к свадьбе. Однако невесту похищает Балган, который сам хочет на ней жениться. Злодей пленяет девушку и угрозами заставляет выйти за него замуж. Юндэн отправляется на поиски возлюбленной и преодолевает множество испытаний. Как и подобает настоящему герою, Юндэн встречается с разбойниками, подосланными злодеем, его пытается соблазнить красавица Хоролма, но Юндэн не поддается ухищрениям и остается верен возлюбленной, а в конце он и вовсе попадает в плен к неприятелю. Но и оттуда ловкачу удается выбраться. Разъяренный Юндэн в итоге объявляет Балгану войну и собирает против него войско. В это время его возлюбленной Нансалме удается бежать. Заканчивается постановка воссоединением двух влюбленных и поражением Балгана.
Смирнов и Дамдинсурэн постарались проанализировать и представить по-новому традиционное монгольское звучание. Так, композиторы положили в основу своего музыкального материала привычные монгольскому слуху пентатонические ходы. Смирнов же попытался разбавить музыкальное наполнение оперы и добавил элементы несвойственной монголам полифонизации. Сопровождаются же народные песнопения звуками простой крестьянской жизни: плачем детей, лаем собаки, подвываниями местного блажного.
Опера, в которой соединились давно знакомый любовный конфликт, национальные мотивы, тема противостояния монгольских крестьян и феодалов, традиционное звучание и новаторские музыкальные элементы, в Монголии была высоко оценена. Главные партии в ней в свое время исполняли лучшие местные певцы, ее именем был назван оперный конкурс «Учиртай гурван толгой», а сама опера стала неотъемлемой частью Наадама.
Что же стало с Борисом Смирновым после написания музыки к «Трем печальным холмам»? Он еще четыре города проработал в Монголии, где в 1945 году был удостоен ордена «Полярная звезда» за заслуги перед республикой, а позже вернулся в СССР. Смирнов успел побывать в нескольких фольклорных экспедициях, в ходе которых записал порядка шестисот песен народов Центральной Азии. Позже композитор выпустил книгу под названием «Музыкальная культура Монголии». Отрадно, что в дружественной нам стране до сих пор помнят и чтят гостя из Советского Союза.