В последнюю субботу июня возле памятника Евгению Вахтангову и непосредственно у главного входа в театр его имени установлена сцена. Точнее, две с небольшой дистанцией между обеими. Вокруг них за металлическими ограждениями в ожидании завершающего представления сезона собираются люди. Вход свободный — приходи и наслаждайся. Такой праздник для поклонников легендарного театра на Арбате артисты устраивают уже в 16-й раз. Как вахтанговцы закрывали свой 103-й сезон, наблюдал корреспондент «МК».
Гремит гром. Две дамы моложавого вида, стоявшие рядом со мной, забеспокоились:
— Парит, как перед дождем. Да и вон все небо тучами затянуто, — морщится одна.
— Осадков в ближайшие два часа не ожидается, — констатирует другая, глядя в экран телефона. И все, кто был вокруг и услышал ее вердикт насчет осадков, как-то сразу подуспокоились.
Заключительный вечер ведут Евгений Князев и Анна Дубровская. Оба в вечернем — праздничная обстановка обязывает. Но первая нота вечера праздника не бравурная, а нежная — «После дождичка небеса просторней…» Булата Окуджавы. Так что, с одной стороны, песня оказалась кстати, но с другой — неожиданна, ведь заранее было объявлено, что главной темой вечера станет юбилей Пушкина. Но, пожалуй, находясь на Арбате, было бы неверным обойти стороной и столетие Окуджавы. Ему посвящены несколько номеров — «Надя, Наденька» в исполнении Юрия Цокурова, стихотворение «Речитатив» («Тот самый двор, где я сажал березы…») великолепно читает Полина Кузьминская. Кстати, именно перед ее выходом ведущие удачно пошутили о том, что сейчас Арбат стал не просто пешеходной улицей, а скорее пешеходно-самокатной, и напомнили, что когда-то по нему действительно курсировал транспорт — трамвай № 31.
— Наверное, так специально задумано, — комментирует элегантная дама в толпе, — заявили Пушкина, а говорят об Окуджаве. Сюрприз, что ли?
А народ подходит и подходит. Чтобы лучше рассмотреть происходящее на сценах, люди встают на каменные парапеты витрин магазинов. Забавно видеть, как в витринах застыли пластиковые манекены, а перед ними поют, на месте подтанцовывая, люди. На старой арбатской улице становится тесно.
А ведущие, словно услышав комментарий от публики, рассказывают о премьерах прошедшего сезона, среди которых и спектакль «Повести Пушкина» (те, что на самом деле «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»). В доказательство удачной постановки на сцену вывели музыкальный фрагмент первой повести — «Барышня-крестьянка». Далее были и чтецы, и исполнители песен — на стихи Пушкина, конечно же. Зрители особенно рукоплескали фрагменту из «Руслана и Людмилы» в прочтении Полины Кузьминской и «Вакхической песне» на музыку Тухманова, которую исполнила Мария Есипенко (в золотом платье, с сияющей короной-звездой на голове — королева бала!). А еще ведущие напомнили о своем хите — спектакле «Евгений Онегин», который сейчас с туром покоряет города Китая.
К слову, о Поднебесной. Друг театра, «необычный артист с необычным инструментом», как его представляет Евгений Князев, балалаечник Сяо Юй покорил собравшихся вариациями «Валенок». Талантливо и с любовью к музыке, надо сказать. Зал его просит: «Еще! Еще!!!», и артист выдает вариации на тему «Коробушки». Кстати, среди друзей театра еще композитор Алла Зохина и звезда отечественного мюзикла Елена Чарквиани.
А пронзительное «Я не люблю» Высоцкого в исполнении Евгения Князева потрясает Арбат. Это — речитатив под полуимпровизационный аккомпанемент клавиш. Музыкант в этом номере больше напоминал тапера: игрой он подчеркивал все происходящее в тексте. А в кульминационной точке вдруг зазвучал колокольный звон из оперы «Борис Годунов» Мусоргского — удачное решение! Арбат рукоплещет. Такие же бурные овации достаются и Игорю Карташеву. Заразительным «Очам черным» и старому доброму «Чертову колесу» в его исполнении подпевали все. «И я ле-чу в небо — эх, я лечу — эх!» — скандирует Арбат. А на строчках Валентина Гафта «Смычок касается души» я услышала за спиной чьи-то всхлипывания.
Жара и духота — не проблема для тех, кто хочет потанцевать. Отрываются под песню из спектакля «Мистер Twister» в исполнении Анны Дубровской и Нины Андронаки, а также вместе с Полиной Рафеевой и Василием Цыганцовым под арию «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди».
— Ой, а где поют? — можно слышать в толпе. Вопрос резонный: дело в том, что решение расстановки сцен неординарное. Их, как я и сказала вначале, две, и одно действие сменяется другим так быстро, что иной раз зрители не замечают, как появляется еще не объявленный артист. Скажем, на сцену слева, возле памятника Евгению Богратионовичу, выходил бэнд, а на сцену справа — вокалист. Хвала звукорежиссеру (Руслан Кнушевицкий) и его команде, так выстроившим звук, чтобы музыканты хорошо слышали друг друга, находясь на разных сценах. В таком формате улицу особенно покорили «городские» песни: «В городе моем» Агузаровой в исполнении Евгении Ивашовой и «Прощай, ненаглядный город» Дарьи Щербаковой (она же автор песни). Замечу, что на агузаровском номере публика несколько напряглась: минусовка начиналась с грома, и все как по команде посмотрели вверх, но их там ожидало темнеющее московское небо.
Полина Чернышова спустилась на улицу с Новой сцены сразу после спектакля «Севильский цирюльник», ее поддержали выпускники театрального института им. Бориса Щукина, которые отныне больше не студенты, а стажерская группа театра.
Осадки на зрителей все же выпали… в виде золотых конфетти. Закрылся сезон под знаменитую песню «Московские окна», чей негасимый свет знаком нам с детских лет и его роднее нет. И под La camisa negra, слова которой артисты изменили еще несколько лет назад, назвав Вахтанговский восьмым чудом света. Что ж, сезон закрыт, но только в Москве! Вахтанговцы не стали прощаться со зрителями до осени, а пригласили всех во Владикавказ на свой первый театральный фестиваль — «Вахтангов. Путь домой».