Вместо хрустальных туфелек здесь, как в известном английском фильме по сказке Андерсена «Красные башмачки», волшебные пуанты, вместо короля – Генеральный секретарь ЦК Никита Хрущёв, вместо мачехи – министр культуры Екатерина Фурцева. А принцев тут целых два! Прообразом одного из них становится гениальный советский хореограф Юрий Григорович, а зовут его Юрий Звездочкин.
Балет «Золушка» худрука пермского балета Алексея Мирошниченко – постановка не просто удачная, а одна из лучших и самых необычных интерпретаций этой балетной сказки в мире. Балетмейстера будто благословил сам Прокофьев, как известно, писавший музыку к этому балету на соседней улице, прямо напротив пермского театра, в гостинице «Центральная», бывавший в самом театре на репетициях. Такой силы получился спектакль! За него театр получил в 2017 году сразу несколько «Золотых масок» (Алексей Мирошниченко – за лучшую работу хореографа, Татьяна Ногинова — как лучший художник по костюмам). Шесть лет не шел этот великолепный спектакль, поставленный в Пермском театре ещё в 2016 году.
На сцене 1957 год, идет Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, во время которого в главном театре страны (читай в Большом театре) готовится премьера балета «Золушка». Исполнить главную роль в рамках культурного обмена должна иностранная звезда — этуаль Парижской оперы Франсуа Ренар. В него и влюбится молодая советская балерина Вера Надеждина, сразу после окончания училища волшебным образом получившая роль Золушки.
Перед нами современная сказка, в основу которой положены вполне реальные, но сознательно измененные и в своей хронологии, и по существу, события. Это никакая не историческая реальность. Да и герои носят совсем другие имена. Даже Никита Сергеевич Хрущев и Екатерина Алексеевна Фурцева обозначены в програмке просто: генеральный секретарь и министр культуры. В хореографе Юрии Звездочкине только угадываются некоторые черты биографии Юрия Григоровича, но судьба этого героя совсем другая.
Балет Мирошниченко оставляет долгое послевкусие, и разбираться, какие реальные исторические события стоят за тем или иным эпизодом спектакля, очень интересно. Я долго искал после первого просмотра, как же звали настоящего Принца этой балетной сказки, реального премьера Парижской оперы, который впервые станцевал в Москве в рамках культурного обмена. И наконец это имя нашел – этуаль Гранд-Опера Аттилио Лабис, станцевавший с другой этуалью Парижской Оперы Клод Бесси балет «Лебединое озеро» в 1962 году, только не в Большом театре, а в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Кому интересно, какие ещё реальные события легли в основу либретто в этом балете, читайте рецензию на премьерный спектакль, показанный на «Золотой маске» (ссылка в конце статьи).
Из таких вполне реальных исторических пазлов и складывается в общую мозаику выдуманное художественное произведение, упакованное в балете в 23 смысловых эпизода, лихо закручивающие интригу. Они смотрятся, как кино. Кинематографический принцип постановки балета вообще свойственен творческому почерку Мирошниченко. Его смешные или трагичные спектакли не только можно смотреть, как смотрят какой-нибудь блокбастер, но и пересматривать, подобно любимым комедиям с Луи де Фюнесом.
Мирошниченко — очень хорошо чувствующий музыку хореограф. В его спектакле не только четко выдержана, но и полностью соблюдена музыкальная драматургия прокофьевской «Золушки». Например, начинается спектакль с эпизода «работа», когда Золушка убирается, наводит чистоту и порядок в доме, начищает до блеска горшки и котелки. В спектакле Мирошниченко в этот момент тоже идет работа, только в балетном классе: артисты занимаются у станка. И дальнейший эпизод с приходом учителя танцев, который готовит сестер к балу, соответствует репетициям нового балета в балетных классах, куда с проверкой приходит министр культуры.
Последний эпизод хорошо иллюстрирует творческий метод хореографа, которому нужно показать стилистическую разницу разных хореографических эпох, пришедших в 60-е на смену друг другу. Новаторская хореографическая лексика Григоровича в конце 50-х — начале 60-х также отличалась от насаждаемых тогда принципов «хореодрамы», как отличается в балете Мирошниченко лексика молодого Юрия Звездочкина, от хореографии безымянного, маститого балетмейстера, начинающего ставить «Золушку» в Большом театре.
Хореография Юрия Звездочкина в балете «Золушка» насыщена, как и у молодого Григоровича, смелыми акробатическими поддержками. Используются тут также всевозможные «двойные рыбки». «флажки», «ласточки» и другие элементы в духе эпохи шестидесятых. А за образец устаревшей хореографии с заламыванием рук и выпученными глазами, которую насаждает безымянный балетмейстер (Герман Стариков, в другом составе — Дмитрий Звягин), чтобы четко показать разницу, Мирошниченко берет хореографию дореволюционного времени — «Музыкальный момент» Шуберта, запечатленный на видео в исполнении Василия Тихомирова и Екатерины Гельцер.
Особенно комично этот эпизод получается у исполнителя партии Франсуа Ренара в первом составе Кирилла Макурина. Алексей Мирошниченко не напрасно отдает эту партию «французского принца» лучшему принцу пермской сцены и достигает таким образом нужного эффекта.
Кирилл Макурин в первый вечер был вдохновлен и личными обстоятельствами – рождением за один день до премьеры сына, которого назвал Константином, что означает в переводе с латинского — постоянный, стойкий. Стойкость проявил премьер пермского театра и на премьере. Его чистейшие двойные туры в воздухе и другие технические сложности, блестящим исполнением которых он славится, поспособствовали раскрытию образа премьера Парижской оперы, истинного и роскошного французского принца с вполне французскими манерами.
Партнершей Кирилла Макурина в этом спектакле была Полина Ланцева (Булдакова), которая уже исполняла партию Веры Надеждиной на премьере в 2016 году. Она вводила Кирилла в спектакль, придавала ему уверенности. Их пара выглядела удивительно гармоничной.
Второго принца и третьего в этом любовном треугольнике на премьере танцевал и Генрих Райник – эффектный, талантливый артист, порадовавший отменной техникой танца, выполнением поддержек, актёрской игрой. Запомнился в этой роли в другом составе и Александр Таранов – яркий и невероятно пластичный танцовщик характерного амплуа, с которым Алексей Мирошниченко создал много интересных ролей. Неподражаем этот танцовщик был и в образе дяди Яши – своеобразной «крестной фее» спектакля. Очень хорош в партии дяди Яши был и Тарас Товстюк.
В отличие от Кирилла Макурина, уже успел станцевать в «Золушке» в роли Франсуа Ренара и бразилец Габриэл Лопес. Бразильский танцовщик поразил не только актерским мастерством, но и бразильским темпераментом, который заподозрить у этого спокойного в жизни артиста было невозможно. Его «француз» напоминал по своему темпераменту какую-нибудь кубинскую звезду того времени, гастролировавшую в СССР.
Кстати, в конце 50-х французские премьеры и принцы в Большом театре ещё не гастролировали, но приезжали иностранные примы, например легендарная француженка Иветт Шовире, а также не менее легендарная кубинка Алисия Алонсо, выступавшая на сцене Большого и Кировского театров в 1957-58 годах. Вот её-то по темпераменту и напоминал выпускник школы Большого театра в Бразилии Габриэл Лопес. В паре с Верой Надеждиной, проникновенно исполненной окончившей пермское училище танцовщицей из Монголии Булган Рэцэндорж, они показали ту редкую химию в дуэте, когда актерам безоговорочно веришь.
Практически идеально вписались в роли и артисты, выступившие в третьем составе — Виктория Сингур и Сергей Угрюмов. Последнему, правда, стоит более тщательно отрепетировать первое действие, где в партии Франсуа Ренара нет никаких сложностей с точки зрения хореографии, но зато она дает уникальную возможность проявить актерские качества. Тем не менее, в техническом отношении Сергей Угрюмов сделал свою партию блестяще.
Его педагог, бывший пермский премьер Сергей Мершин не мог следить за своим питомцем на сцене, потому что исполнял во всех составах роль Генерального секретаря, в очередной раз доказав, что маленьких ролей в театре не бывает. Именно этот уникальный артист танцевал партию Франсуа Ренара на премьере восемь лет назад, придумав для этой роли много выразительных штрихов. И сейчас в роли вальяжного Генерального секретаря ЦК он был очень убедителен и практически неотличим от Хрущева во всех эпизодах: и в тот момент, когда тот бьет по трибуне снятым ботинком, и в эпизоде встречи гостей в Георгиевском зале Кремля. Причем, специально для вживания в образ Хрущёва он побрился налысо!
Вообще, в этом спектакле у всех исполнителей есть простор не только для танца, но и возможность почувствовать себя настоящими драматическими актерами. В «Золушке» Алексей Мирошниченко придумал 32 (!) афишных персонажа. Каждый из них имеет шанс раскрыться как актер, как это блестяще сделали исполнительница роли Министра культуры Анастасия Берсенёва, Вера Надеждина и Юрий Звездочкин в старости — бывшие прима и премьер пермского балета, танцевавшие партии Золушки и Принца ещё в балете Олега Виноградова, а сейчас работающие в труппе педагогами –репетиторами — Наталья Моисеева и Виталий Полищук.
Финал для балета Алексей Мирошниченко тоже придумал удивительный. На сцене мы видим здание Пермского театра оперы и балета. Время течет в этом эпизоде в обратном направлении. Сосланная в пермский театр за связь с иностранцем, постаревшая балерина Вера Надеждина и приехавший к ней разделить её участь влюбленный в неё хореограф Юрий Звездочкин, буквально как у Анны Ахматовой, видят грандиозное шествие теней прошлого: «И замертво спят сотни тысяч шагов / Врагов и друзей, друзей и врагов. / А шествию теней не видно конца»… Видят своего «фея» Дядю Яшу, который когда-то и подарил балерине волшебные пуанты.
Старик давно умер, и теперь зовет их за собой. Перед их взором проходят события прожитой жизни. В щегольском шарфе и потертых американских джинсах появляется Ренар. Со звездой Героя Соцтруда выходит Хрущев, в деловом зеленом кримпленовом костюме — Фурцева. Их завистница Свистокрылова с подругами тоже тут… В этот момент они видят, как улетевший когда-то в Александровском саду Кремля голубой шарик, который она отпустила вместе с Франсуа Ренаром ещё в юности, возвращается обратно, сквозь Время, презрев все физические законы. В этот раз как в песне «Голубой шарик» у Булата Окуджавы: «А шарик вернулся, а он голубой»…