Любая музыкальная церемония не может быть оторванной от атмосферы, в которой проходит. В 2021 году атмосфера была весьма легкомысленной, за что всех причастных к манерным дефиле в женских платьях на мужиках и прочим, казалось бы, совершенно безобидным по меркам поп-музыки шалостям чуть ли в Сибирь не сослали. Летом 2024 года всем уже не до шалостей, к тому же непрекращающиеся облавы, казалось, вот-вот приведут к тому, что и шалить-то уже будет некому.
VIP-партер тем не менее худо-бедно заполнился. «По моим подсчетам здесь должно быть около двадцати тысяч виниров», — хихикнула одна из ведущих, Лера Кудрявцева, сверкнув перед публикой собственной стоматологией. «Мне кажется, что из бутиков вымели весь тяжелый люкс», — заметила Лолита и попала в больное место.
Если за виниры доносов пока вроде не пишут, то тяжелый люкс под надзором общественников изрядно померк. Смелый разрез на платье Клавы Коки, блестящее боди Мари Краймбрери и отчаянное декольте Нюши отчасти несли ответственность за «о-ля-ля», но в остальном по красной дорожке будто шествовали передовики сильно богатого производства из нефтеносной глубинки. Дамы хвастались блестками и шелками преимущественно пошло-розового цвета, но никак не телами, джентльмены были одеты словно под присмотром строгих мамаш — преимущественно в бесформенные и черные мешки. Этот черно-розовый закат нагонял грусть, тоску и зевоту и совсем не настраивал на заявленный поп-разгул…
Зато самыми уместными аксессуарами в этот вечер стали жены и дети, речи сочились разглагольствованиями о семейных ценностях и Годе семьи и почти ничего о музыке, никакого sex-drugs-rock’n’roll — свят-свят. Некоторые так старались, что хотелось отправить их на актерские курсы для тренинга более достоверных навыков в стиле «пудрить мозги» публике.
Хулиганство в музыке сейчас тоже не приветствуется, однако в некоторых номинациях все же победили артисты, к которым у сертифицированных скрепоносцев есть еще большие вопросы. Instasamka на пару с Лолитой стали первыми в «Лучшей кавер-версии» за игривый вариант хита «На Титанике». Xolidayboy назван «Прорывом года», а участникам «Три Дня Дождя» вручили тарелку как «Лучшей группе». И Xolidayboy, и «Три Дня Дождя» сейчас рассматриваются в ролях молодых и амбициозных рокеров, но от рока у них, пожалуй, лишь черные волосы, черные ногти, черные джинсы и гитары вперемежку с электроникой. В остальном — привычные попсовые приемы, которые тем не менее приносят плоды даже тем, кто прикидывается бунтарями…
Свои первые тарелки получили Люся Чеботина, Filatov & Karas, Травма, Skidri и Dvrklxght. С танцевальных дел мастерами все более чем ожидаемо. Filatov & Karas («Лучшее танцевальное видео» за «Мимо Меня») сейчас чуть ли не короли дискотек, а компания из Травма, Skidri и Dvrklxght, помогла Анне Плетневой и Алексею Романову из «Винтажа» перезагрузить бородатую «Плохую девочку» в бронебойный и актуальный тикток-хит. Сам Романов, стоя на сцене с наградой за «Лучшую коллаборацию», виновато признался в том, что был против выпуска новой версии, но Плетнева, которая, видимо, больше понимает в молодежных музыкальных приблудах, настояла на релизе, и в результате трек порвал все местные стриминги.
Некоторой неожиданностью стало наличие в номинации кроме «Винтажа» и Ко еще одних победителей — дескать, набралось одинаковое количество голосов. Тарелочки Чеботиной и Филиппу Киркорову за трек «Королева» дали повод для разговоров о невероятной способности Филиппа прогибать под себя если и не изменчивый мир (тут как раз трагикомически случилось все наоборот), то сценарии любой музцеремонии. Если раньше за кулисами судачили о том, что в этом дуэте Чеботина куда больше нужна Киркорову, чем он ей, то после церемонии счет 1:1.
Филипп в этот вечер, как настоящий друг молодежи, прямо-таки разрывался между новыми поп-идолами. Успел засветиться и с Люсей и с Олегом Майами, с которым у потрепанного скрепами поп-короля тоже готов совместный трек «Стирай». «Дава еще в VIPе, но уже на галерке, не рядом с Филом, и очень грустит», — сочились сарказмом сплетники, намекая на то, как непросто быть королевским фаворитом: сегодня ты предмет разговоров, а завтра уже прошлогодняя коллекция. Такие нравы…
Самой большой интригой мероприятия было подаваемое как невероятный эксклюзив выступление «королевы русского рок-н-ролла» Жанны Агузаровой и чествование ее в специальной номинации «Легенда вне времени». В подобной ситуации, конечно, могло разыграться воображение. Живая рок-группа, мегамикс из главных хитов, ностальгические слезы под строчки «Недавно гостила в чудесной стране…» — в общем, маячил в надеждах жирный кусок меломанского счастья.
Но уже на красной дорожке появились некоторые сомнения. Жанна Хасановна (именно так, по имени-отчеству она требовала ее представлять) безмолвствовала, когда ее пытались о чем-то спросить (одним из требований давно потускневшей рок-дивы, как стало известно, было «никаких вопросов»), странно приплясывала, вставала в придурковатые позы и завалила весь регламент звездного дефиле. Ведущие уже не знали, какой тряпкой прогнать оттуда «королеву рок-н-ролла», чтобы освободить дорожку другим заждавшимся звездюлям.
На сцене она в сопровождении еще более странных танцевальных па исполнила «Один Поцелуй Моряка», точнее — потопталась под скрипучую фонограмму начала 90-х и под более звонкую «Мне хорошо рядом с тобой». Вынесли тарелку, знаменитый космонавт-испытатель Антон Шкаплеров на правах вручанта произнес речь и в немного затянувшемся ожидании спича звезды весьма уверенно станцевал твист. Наконец Жанна созрела для ответных слов. «Приходите на мои концерты, слушайте мои песни. Все билеты проданы, всем спасибо!» — коротко, но ясно произнесла Жанна и, пристроив трофейную тарелку на голове, покинула сцену. «На Марс полетела, — съязвили в пресс-секторе. — Говорят, она оттуда возвращается только, когда речь идет о гонораре в пятьдесят тысяч евро». Вместо «королевы рок-н-ролла» зрители увидели сильно деградировавшую персону, которую, несмотря на все анонсы, вырезали даже из «прямой» телетрансляции (которая, разумеется, шла с задержкой). Редакторов в этой ситуации можно понять, хотя мы бы не вырезали. Кринж тоже заслуживает того, чтобы его увидели все…
В итоге лавры концертных прим достались Григорию Лепсу и Сергею Жукову. Первый вверг публику, в том числе и вроде бы слишком молодую для такой музыки, в жуткий ажиотаж хитовым попурри с «Рюмкой Водки» в финале, хотя местами, как и у Агузаровой, фонограмма жила несколько отдельной жизнью. Второй устроил шальную дискотеку под «18 Мне Уже», «Крошка Моя», «Он Тебя Целует». Таким образом, в рассуждениях о том, какую же музыку любит народ, в очередной раз поставлена жирная точка.
Отдельное умиление вызывали пышные регалии, которыми награждали всех подряд. Были легенды в большом количестве из серии «какая страна, такие и легенды», суперзвезды, богини, конечно же, король и целая императрица. Так Ольга Бузова самопровозгласила себя императрицей Ольгой Первой (как когда-то Басков — Николаем Третьим), когда вылезла из кареты под общий восторг клакеров. Где-то, наверное, икнулось Ирине Аллегровой. Впрочем, придираться к Бузовой за желание создать вокруг себя ажиотаж — все равно, что ругать рыбу или Жанну Агузарову за молчаливость. Императрица Ольга I — это гораздо веселее, чем так называемые легенды, у которых есть лишь полтора хита и замшелые лозунги.
Однако странная и болезненная «монархическая» зависимость местных поп-звезд, которые, казалось бы, должны воплощать прогрессивные, а не сгнившие тренды, остается еще одним грустным маркером полной «Безнадеги точка ру», о которой когда-то весело пели «Иванушки Интернешнл», даже не подозревая, какое пророчество а-ля Ванга они накликали…