Этот материал – первая часть интервью с Хоханом Сокэном, одним из самых известных и уважаемых мастеров каратэ XX века. Беседу провели в клубе сержантов Кадена, расположенном на авиабазе Кадена на Окинаве. Присутствовали Сокэн Хохан, один из его старших учеников Кисей Фуси и интервьюер – Эрни Эстрада. Сокэн был шиханом 10 дана в Серин-рю Мацумура Сейто каратэ-до. После его смерти в 1982 году на основе его учений возникло несколько организаций по обучению каратэ.
Интервью было взято 10 сентября 1978 года и проводилось на испанском языке, к большому неудовольствию Кисея. Сокэн же прекрасно говорил по-испански благодаря тому, что прожил в Аргентине более 25 лет. Англоязычная версия материала взята на ресурсе FightingArts и переведена для Superkarate.ru.
Эстрада: Сэнсэй, не могли бы вы представиться?
Сокэн-сэнсэй: Меня зовут Сокэн Хохан, я родился 25 мая 1889 года. Я родом из деревни Гаджа, (живу в) Нисихара, префектура Окинава. Я коренной житель Окинавы. Мой стиль официально называется Традиционное Мацумура Серин-рю Каратэ-до, и я Шихан, 10 Дан. Мое хонбу додзе в настоящее время находится в деревне Гаджа, Нисихара.
Мой стиль исходит от Кийо Сокэна. Чтобы отметить событие, когда Кийо был назначен главным телохранителем короля Се Ко (а позже Се Ику, а затем Се Тай), ему разрешили сменить имя. Тогда это был обычай, особенно если с тобой случалось что-то важное или примечательное; он изменил свое имя на Мацумура – Мацумура Сокэн.
Позднее король Се Тай официально дал Мацумуре титул «Буси», и по сей день его с любовью называют Буси Мацумура.
Термин «буси» отличается от японского значения. В Японии «буси», проще говоря, – это воин. На Окинаве термин «буси» также относится к человеку, являющемуся воином, но с сильным уклоном в то, что он также является истинным джентльменом – отсюда и значение «джентльмен-воин».
Сокэн-сэнсэй: Когда Буси Мацумура умер, он передал свое учение моему дяде, его внуку, Мацумура Набэ. Моя мать была сестрой Набэ-танмей. Танмэй означает «уважаемый старший или уважаемый старик». Это звание раньше и до сих пор пользуется большим уважением на Окинаве. Я стал учеником своего дяди примерно в 1902 или 1903 году и изучил оригинальные методы Учинан Суй-ди, как его тогда называли.
В то время у мастера воинского искусства не было большого количества последователей. У Итосу Анко было менее дюжины учеников, и он был одним из величайших учителей того времени. У моего дяди был только один ученик, и это был я. Он все еще был практикующим со «старым умом» и мог учить или демонстрировать мастерство только членам семьи. Поскольку я был сильно заинтересован, он позволил мне стать его учеником.
Я также должен сказать, что Традиционный Мацумура – не единственный аутентичный стиль Серин-рю. Этот стиль, мой стиль, передался от Мацумуры Сокэна моему дяде Набэ-танмэю, но Набэ-танмей был не единственным учеником Буси Мацумуры. У Мацумуры было около дюжины преданных учеников. Каждый изучил свои методы, а затем расширил их.
Мой дядя учился только у Буси Мацумуры и научил меня только тому, чему научился сам. Так что можно сказать, что это «старая версия» без обновлений. Изучая мой Традиционный Мацумура, вы возвращаетесь в древние времена, когда каратэ было более сильным и сложным.
Эстрада: Сэнсэй, можете ли вы рассказать мне что-нибудь о своих методах тренировок?
Сокэн-сэнсэй: Старые тренировки всегда проводились тайно, чтобы другие не украли ваши техники. Набэ изначально научила меня стоять перед чем-либо. Он срезал листья с бананового дерева и клал их на землю. Затем он заставлял меня делать упражнения на развитие равновесия. Если баланс был плохим, вы могли упасть, а поскольку упражнения всегда были энергичными, падение могло серьезно навредить вам.
Мы также использовали сосны, которые росли по всей Окинаве. Мы шлепали или пинали деревья и отрабатывали методы захвата для ближнего боя. Этот вид тренировок был очень тяжелым и суровым для человека, которому приходилось усердно работать весь день, а затем усердно тренироваться по ночам. Жизнь тогда была очень тяжелой.
Мы тренировались два раза в день. Рано утром мы тренировались наносить удары по предметам и тренироваться, чтобы подготовиться к новому дню. После упорной работы в полях мы каждую ночь тренировались по техникам и физической подготовке для двоих, как современный котэкитай (окинавская форма тренировки тела и рук). Нам пришлось закалить ноги и руки – как железо, тогда они стали настоящим оружием. В поздние часы мы практиковали ката Мацумура.
Эстрада: Можете ли вы рассказать мне что-нибудь о ката, которое вы преподаете?
Сокэн-сэнсэй: Ката, да, самое важное ката Мацумура Сейто – это кусанку. Иногда мы практиковали кусанку (канку), держа в руках канзаши (шпильки) – это был распространенный метод боя. Заколки для волос были символом ранга, и многие жители Окинавы носили их как для украшения, так и для защиты.
Эстрада: Я так понимаю, вы учите форму белого журавля. Это ката хакучо?
Сокэн-сэнсэй: Нет, хакучо – это еще одно ката, которое, я думаю, пришло от китайского продавца чая Го Кенки. Он переехал в Японию, но мои ката сильно отличаются. Я называю это хакуцуру. Речь шла о… нет, это было после десяти лет обучения, мой дядя научил меня самому секретному ката Мацумура Сейто Серин-рю, ката хакуцуру (белый журавль). Эта форма подчеркивала баланс – все ката Мацумура подчеркивали баланс, но эта форма была самой опасной в тренировках.
Практика формы хакуцуру заставила меня научиться лучше сохранять равновесие, выполняя техники, балансируя на сосновом бревне. Сначала я разучил форму на земле, а затем мне пришлось выполнять ее на бревне, лежащем на земле. Для повышения квалификации бревно опускали в реку и привязывали, чтобы оно не уплыло. Затем мне сказали выполнять ката, балансируя на бревне. Это было очень трудно, и я несколько раз чуть не утонул, упав и ударившись головой о бревно.
Эстрада: Вы признаны ведущим специалистом в области традиционного вооружения. Можете ли вы рассказать что-нибудь о своей подготовке к обращению с оружием?
Сокэн-сэнсэй: Я изучал традиционное оружие под руководством Комэсу Уси-но-танмей, а затем под руководством Цукена Мантаки. Цукен известен формой бо, называемой Цукен-ну-кун или Цукен-бо. Это очень известно.
Эстрада: Сэнсэй, вы прекрасно говорите по-испански. Где вы научились говорить по-испански?
Сокэн-сэнсэй: В 1924 году я переехал в Буэнос-Айрес, Аргентина, в поисках счастья. Я учился на фотографа, а позже работал в сфере чистки одежды. Я выучил там испанский язык и стал преподавать каратэ после того, как они узнали, кто я такой. Большинство моих студентов в Аргентине были выходцами из окинавской общины, некоторые из них были японцами.
В общем, в Аргентине у меня было всего несколько студентов, но мы проводили многочисленные демонстрации по всей стране. В Аргентине жило много-много жителей Окинавы и японцев. Я вернулся на Окинаву в 1952 году.
Эстрада: Что произошло, когда вы вернулись на Окинаву?
Сокэн-сэнсэй: Сначала я не преподавал каратэ. Я начал обучать нескольких членов семьи, что потом вылилось в небольшое додзе. Первоначально я назвал его «хоген» – Мачимура суи-де или по-японски Мацумура Сюри-тэ.
Примерно в 1956 году я изменил название своего учения на Традиционное Мацумура Серин-рю каратэ-до. Я все еще тренировался по-старому и не понимал новых методов, которым меня учили. Они оказались более мягкими и коммерческими. Из-за этого я не вступил в новые организации, которые формировались в то время. Мои старые методы каратэ не все с готовностью приняли. Они считали его слишком старым и слишком грубым – я думаю, что оно было слишком трудным или, может быть, мои методы тренировок были слишком суровыми. Что бы это ни было, я учился именно так и преподавал. Позже, когда американцы узнали об этом, я изменил свой образ жизни.
Я обнаружил, что было два типа учеников: один был преданным и мотивированным учеником, который хотел изучить окинавские боевые искусства. Другой – человек, который только хочет сказать, что изучает каратэ. Последних больше. Именно последнее вы видите повсюду. Они говорят, что «знают» каратэ или «занимаются» каратэ – это никчемные люди.
Эстрада: Можете ли вы рассказать мне больше о вашем ката?
Сокэн-сэнсэй: Я преподаю ката Мацумура. Ката, которые я преподаю сейчас, – это пинан седан, пинан нидан, наиханчи седан, наиханчи нидан, пацай-се и дай, чинто, годзюшихо, кусанку, рохай ичи-ни-сан и, наконец, хакуцуру. Последнее – мое любимое ката, которое я показываю, потому что его легче выполнять. Когда я был молод, лучшим ката было кусанку. Это Мацумура кусанку – старая версия, которую сейчас мало делают.
Я также преподаю бо (длинный посох), сай (трезубец), тонфа (короткий деревянный инструмент, похожий на рейку, с прямоугольной ручкой), кама (серп), нунчаку (цеп), кусаригама (кама с утяжеленной веревкой или цепью) и суручин (утяжеленная цепь). Моя любимая форма оружия – цукен-бо (я узнал об этом от Кемэсу Уши), но в старые времена это была фури-гама или кусари-гама. Мы на Окинаве используем веревку ручной работы, чтобы привязать каму к руке или запястью. В Японии используют железную цепь, но она слишком громоздка и может нанести вред ученику, практикующему этот метод.
Я очень хорошо знал Тайру Синкена до его смерти. Я научил его некоторым своим старым формам. В 1970 году я основал Всеокинавскую ассоциацию кобудзюцу. Я надеюсь, что это распространится по всей территории США и материковой части Японии. Я также являюсь членом Исторического общества Рюкю. Мы пытаемся сохранить диалект «хоген» (старый окинавский язык). Многие молодые окинавцы больше не понимают и даже не говорят на старом окинавском языке. Это позор.
Следует также отметить, что Сокэн предпочитал говорить на своем родном диалекте хоген. Он часто заявлял, что японский язык его не особо интересует.