«Золушка» — 30-й фильм Жеймо, и он стал для нее самым успешным. Кстати, поначалу картину хотели сделать цветной, но потом побоялись новаторства. Ленту раскрасили только в 2009 году. Фото: кадр из фильма
Жизнь Янины Жеймо казалась сказкой только на экране. Судьба приготовила ей немало испытаний. Она пережила бедность, блокаду, большую любовь и предательство любимого человека, чуть не стоившее ей жизни. Роль Золушки в легендарном советском фильме стала ее лебединой песней. После картины, получившей всесоюзную славу, актриса сыграла в кино всего одну роль.
Рост — 148 см
Янина Жеймо «родилась в опилках»: ее детство прошло на манеже. Когда-то давно дедушка Янины, польский дворянин, должен был пойти по врачебной стезе. Но, попав однажды в цирк на представление, «пропал» и отправился вместе с шапито на гастроли. Ее отец Жозеф Жеймо и мать Анна Лозинска тоже были цирковыми артистами.
Янина впервые выступила на публике, когда ей было всего два года и восемь месяцев. Она танцевала бразильский танец. Упала, но собралась и достойно закончила номер. Потом девочка была акробаткой, наездницей, барабанщицей, участницей клоунских реприз…
Их труппа бороздила просторы России длинным караваном. Дети ехали в санках, под медвежьими шкурами, в дороге ели пельмени, которые гремели в мешке на морозе, как камни. Однажды на переезде из Тобольска в Барнаул санки проломили лед, Янина с сестрой Элей и мамой оказались в воде. В сознание девочка пришла от того, что ее натирали чем-то горячим. Это был спирт.
Когда Яне было 14, ее отец умер от чахотки. Мать решила осесть в Петрограде. Детям надо было учиться. Денег было в обрез, Янина ходила, подвязывая туфлю веревочкой, чтобы не потерять подошву. Мама решила выступать на эстраде, выходила с дочками в номере с ксилофонами. Позже актриса уверяла, что именно эта работа повлияла на ее рост:
— Я нормально росла до 14 лет, а потом… Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны. Я носила их так, чтобы не уставали руки.
Янина выросла всего до 148 см, размер ноги имела 31-й. Дюймовочка!
Под бомбами к семье
Первый муж Янины Андрей Костричкин. Фото: кадр из фильма
Через год юная циркачка пошла поступать в киномастерскую Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Фабрика эксцентрического актера». Изучала бокс, танец, кинограмоту, акробатику, фехтование, операторское искусство. Вскоре Козинцев и Трауберг доверили ей эпизодическую роль мальчишки в ее первом фильме «Мишки против Юденича». Там Янина познакомилась с актером Андреем Костричкиным. У них начался роман, потом были свадьба и рождение дочери: девочку назвали Янина — в честь матери. Увы, этот союз оказался недолгим. Говорят, Костричкин был заядлым картежником, и семейная лодка разбилась о преферанс…
Второй муж Иосиф Хейфиц. Фото: кадр из фильма
Вторым мужем Янины стал режиссер Иосиф Хейфиц, с которым она встретилась на съемках картины «Моя Родина». Ему она родила сына Юлия.
Война разбросала семью Жеймо. Сын и дочь оказались в Казахстане в эвакуации, муж — в Монголии на съемках. Она осталась в блокадном Ленинграде, отказалась покидать город без сестры и ее детей. Актриса работала, а по ночам тушила на крыше киностудии бомбы-зажигалки.
Когда появилась возможность, Янина с сестрой эвакуировались из Ленинграда в Алма-Ату. Летели до Тихвина на военном самолете под постоянным вражеским обстрелом. Наш пулеметчик тоже строчил без перерыва. Во время полета Янина представляла, что весь этот кошмар — просто киносъемка. Так ей было легче.
В Тихвине на вокзале Янина встретила знакомого — польского режиссера Леона Жанно, и он пригласил ее в свой вагон в другом эшелоне. А поезд, в котором должна была ехать Янина, немцы разбомбили прямо на вокзале. Почти все пассажиры погибли.
Актриса же с увесистым чемоданом, набитым вещами мужа, продолжала путь. Добиралась несколько месяцев.
В Алма-Ату тем временем пришло страшное известие: тихвинский эшелон, на котором ехали артисты, разбомбили. Узнав об этом, Хейфиц тут же обзавелся новой женой Ириной.
Жеймо это известие убило. Она впала в тяжелейшую депрессию. Актриса отказывалась от еды, постоянно плакала и довела себя до истощения. От переживаний она даже забыла буквы и не могла читать. Разучивать роли ей помогали близкие.
Помочь ей взялся один врач. Прописал Янине «магическую микстуру», мол, она спасает в ста процентах случаев. Актриса дисциплинированно выпила несколько склянок чудо-лекарства, и оно действительно вернуло ее к жизни. Правда, спустя какое-то время доктор признался: это была обыкновенная вода.
Режиссер Леон Жанно стал еще одним человеком, который помог Янине выкарабкаться. Он поддерживал ее, отвлекал от тяжелых мыслей и в итоге стал ее третьим мужем.
Требовали отказаться от роли
После войны советскому зрителю как воздух были необходимы добрые, светлые, волшебные истории. Такой лентой и стала «Золушка» (1947), сценарий к которой написал Евгений Шварц, большой друг Жеймо. В главной роли он видел только ее, но авторы фильма сомневались: актрисе уже 37, а ведь ее героине всего 16! У Янины самой дочь была такого возраста.
Как-то на выходе со студии актриса столкнулась с художником по костюмам.
— Вы будете играть Золушку?
— Да, — ответила Жеймо.
— Ну какая же вы Золушка? Откажитесь от роли, пока не поздно!
Янина позвонила Шварцу, пересказала ему разговор. Тот рассмеялся: «Наша советская Золушка будет такая, как вы. Не похожая ни на одну другую. И это отлично!»
Однажды, придя на репетицию, Жеймо заметила, что ее Золушкино платье как-то удлинилось. Оказалось, его примеряли на другую.
— На эту роль втайне от мамы пробовали балерину Марию Мазун (той было 22 года. — Ред.). Но ее не утвердил худсовет, — рассказывала в одном из интервью Янина Костричкина. — Мария не обладала и половиной маминого актерского профессионализма. Шварц видел свою Золушку не бездушной смазливой куклой в стиле голливудских красоток. Он хотел показать, что внутреннее очарование гораздо ценнее внешнего. Так, с большим трудом, в картину взяли маму.
Переезд в Польшу
«Золушка» стала самой известной киноработой Жеймо. Казалось, теперь ее карьера пойдет в гору. Но ролей ей больше не предлагали. Семья переехала в Москву, однако и тут с работой были проблемы, плюс добавились трудности с жилплощадью. Какое-то время актриса делила квадратные метры со своим партнером по «Золушке» Эрастом Гариным. Потом жила в переделанном гараже. После звездной ленты она снялась лишь в одной картине — «Два друга». Главной ее работой стали озвучание и дубляж.
Артистка с третьим мужем, режиссером Леоном Жанно. Фото: семейный архив Янины Жеймо
Леон уговаривал жену уехать в Польшу. Он родился в Варшаве и жил там до 1938 года. Когда началась Вторая мировая и страну захватили фашисты, режиссер бежал в СССР. Но в Советском Союзе для него не было работы. А вот назад в Польшу его активно звали.
В 1957 году Леон, Янина и Юлий все-таки уехали в Варшаву. Янина Болеславовна целиком посвятила себя семье. Работы для нее в Польше не было. Она наводила стерильную чистоту в доме, кулинарила, хотя раньше совсем не любила готовить. Коронным ее блюдом стали пироги с капустой и хворост. Раз в год актрисе разрешали посещать СССР. В Москве она встречалась с дочерью и внучкой, общалась с коллегами.
В перерыве между съемками: в таком виде детям Золушку лучше было не видеть. Фото: семейный архив Янины Жеймо
Переживания, душевные страдания и сигареты, которые Янина Болеславовна так любила выкурить под чашечку кофе, не прибавляли ей здоровья. У актрисы случилось несколько инфарктов. Последний, 29 декабря 1987 года, стал роковым. Сын Юлий нашел мать мертвой, с рукой, протянутой к лекарству…
Янина Жеймо прожила 78 лет. Похоронили ее в Москве на Востряковском кладбище. На участке, где расположена ее могила, к дереву прибита табличка в стиле фильма «Золушка» с ее фамилией на польском языке — Zeamo. Муж Леон пережил ее на 10 лет и умер в Варшаве в 1997 году.
КСТАТИ
«Разбудите Леночку»: дети-актеры не сразу узнали, что перед ними не ровесница, а 25-летняя женщина. Фото: кадр из фильма
Как-то раз актрисе предложили сыграть школьницу в фильме «Разбудите Леночку» (1934). Телеграмма с приглашением на съемки заканчивалась фразой: «Соглашайся немедленно». Но актриса сомневалась. Получится ли сыграть достоверно? У нее уже был ребенок. Даже два: после смерти мамы с ней жила 12-летняя сестра. Янина решила переодеться в одежду сестры и выйти так на улицу. Если не будут обращать внимания — значит, можно соглашаться на роль. Вышла, прогулялась по улице, зашла в парк. А там мальчишки позвали ее играть в лапту. Подвоха никто не заметил.
А вот во время съемок картины произошел казус. Однажды няня привела дочку Жеймо погулять рядом со съемочной площадкой. Девочка, увидев актрису, бросилась к ней на шею с криком: «Мамочка!» Дети, которые думали, что снимаются со своей ровесницей, обиделись. Оказалось, это взрослая тетя! Успокоить их удалось не сразу.