Легендарный режиссер «Крестного отца» заглянул в будущее
В основном конкурсе 77-го Каннского кинофестиваля состоялась премьера «Мегалополиса» 85-летнего американского классика, режиссера «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Работа над новым (старым) фильмом продолжалась почти сорок лет. Роль архитектора, пытающегося превратить Нью-Йорк в футуристический город, сыграл ровесник картины Алан Драйвер.
Накануне официальной премьеры в главном фестивальном дворце, носящем имя братьев Люмьер, фильм показали международной прессе, некоторые представители которой кричали отвратительное «Бу!», демонстрируя неуважение к автору и давая низкую оценку его картине. Этому даже не помешало прощальное посвящение в финальных титрах, сделанное Копполой в последний момент. Там упоминается его жена Элионор, скончавшаяся недавно, после того, как обнародовали программу Каннского фестиваля.
Элионор Коппола была верной помощницей Фрэнсиса Форда Копполы на протяжении многих лет. Она написала «Заметки о создании фильма «Апокалипсис сегодня», подробно изложив процесс создания фильма, принесшего ее мужу «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
На 66-м Каннском фестивале Коппола участвовал как продюсер фильма «Элитное общество» своей дочери Софии Копполы о юных созданиях, проникавших на виллы знаменитостей. Героиня Эммы Уотсон в одном таком богатом доме обнаружила самый настоящий Барбиленд, набитый пошлой дребеденью. Жюри основного конкурса будет оценивать жюри во главе с режиссером фильма «Барби» Гретой Гервиг.
Героем нового фильма Фрэнсиса Форда Копполы стал талантливый архитектор, обитающий в фантастическом небоскребе и создающий немыслимые проекты, но это априори. Они не производят на экране грандиозного впечатления. Алан Драйвер в новой роли выглядит как слон в посудной лавке. Он тут и Нобелевский лауреат, и Цезарь Катилина, и Гамлет, произносящий монолог «Быть или не быть». Вокруг него люди, имена и элементы одежды которых призваны обозначить некий Новый Рим. Есть и бои гладиаторов, и катание на колесницах, древнеримские Сатурналии. Архитектор будущего становится участником абсолютно заурядного скандала, возможного в наши дни. На него будет совершено покушение, и он потеряет привычный облик, а его глаз будет напоминать ювелирный панцирь. Во все этом есть ощущение безумия и трагичности мира, которое остро ощущает автор фильма, проживший большую жизнь.
В эпизодической роли появляется 86-летний Дастин Хоффман. И хотя играть ему особенно нечего, он превращает свое недолгое присутствие в актерский праздник. Возможно, это лишь часть того, что он на самом деле сыграл, и что не вошло в финальную сборку долгостроя Копполы.
В середине сеанса на полутемную сцену неожиданно вышел человек с фонариком. Удивительно, но зал не особенно удивился его появлению. Никакого переполоха не было. Было так, как случается в театре, если вдруг на сцену выбегает кошка или перепутавший выход сотрудник.
Незнакомец встал перед экраном, где тот момент Алан Драйвер произносил монолог об обществе и том пути, который мы все проходим. Завязался молчаливый диалог. Продолжалось это несколько минут. Можно только гадать, что это за послание миру. Молчаливый собеседник со сцены внимал всему сказанному, после чего удалился, подсвечивая дорогу фонариком. Дальше фильм продолжился, словно и не было неожиданного вторжения. Очевидно, подобный фокус будет повторяться и на других каннских сеансах. Причуда мастера рождает вопросы, как и многое другое в его сумбурном фильме, свидетельствующем о его растерянности перед жизнью.
В основном конкурсе участвует еще один ветеран — 81-летний канадский классик Дэвид Кроненберг с еще одной фантастической картиной «Саван», герой которой общается с покойной женой. Много лет назад на показе «Автокатастрофы» Кроненберга в отжившем свой век Доме Ханжонкова в темном зале появилась уборщица со шваброй. Зрителей было мало – человек десять – и она решила времени зря не терять и начать уборку. Это было невероятно, тем более, что на экране мыли машины. Живая инсталляция прибавила сюрреализма.
Пригласительные билеты на «Магалополис» на балкон фестивального дворца местные сайты выставляли на продажу по 500 евро. А если с проходом по звездной дорожке, то на тысячу дороже. Предлагался также заказ автомобиля с доставкой к красной дорожке. Тариф соответственно взлетал в разы.