На конкурс было прислано 220 заявок из 14 стран: России, Бразилии, Армении, Беларуси, Казахстана, Монголии, Южной Кореи, Франции, Великобритании, Японии и других, а до завершающего третьего тура в основном конкурсе дошло 35 человек (11 в младшей и 24 в старшей группах).
Конкуренция: «Хочу снова поучаствовать в этом конкурсе через два года»
Конкуренция на конкурсе, как, впрочем, и всегда, зашкаливающая. У многих участников нервы были на пределе. Именно этим обстоятельством можно объяснить выбывание из соревнований после второго тура нескольких сильнейших участников, которые могли бы составить мощную конкуренцию тем, кто прошел в III тур и в итоге стал победителем. Особенно жаль, что в финал не вышли Александр Михалев (младшая группа) студент II курса Уральского хореографического колледжа Екатерибурга и француз Николас Кляйн (старшая группа).
— Скорее всего распереживался. С утра на классе всё делал – было не плохо. Потом на сцену выхожу и падаю, полностью теряю ощущение прыжка и не понимаю почему не получается. Пытаюсь исправить — всё тоже самое. Как будто я этот со де баск ни разу не делал – пытается мне объяснить свое двойное падение на пятую точку в вариации из балета «Дон Кихот» на со де баске Александр Михалев.
Действительно, я видел этого парня на классе, где он отлично выполнял урок и спокойно делал все элементы наряду со взрослыми участниками. Проявил свою индивидуальность и артистичность Михалёв и в современном номере, но конкурс вещь непредсказуемая.
Француз Николас Кляйн — танцовщик с красивыми удлиненными линиями работает ныне в Михайловском театре Санкт-Петербурга. В вариации принца Дезире из «Спящей красавицы» был элегантен и академичен, прекрасно смотрелся в жизнерадостном современном номере Александра Омара «Dolce Vita». Николас окончил знаменитую школу Джона Ноймайера в Гамбурге, но на Западе работать не остался, захотел учится, как он сказал, «настоящему балету в России». Поражение его только раззадорило:
— Я знаю, мне нужно поработать над своей техникой, если хочу снова поучаствовать на конкурсе через два года. Я многому научился и слышал много положительных отзывов о себе, но из-за отсутствия соревновательного опыта не знал, как лучше всего показать себя на сцене. На репетициях я танцевал свои партии много лучше, а на сцене в Перми не мог контролировать своё тело, как хотел.
Конкурс современной хореографии
В конкурсе современной хореографии участвовали 69 хореографов, 113 исполнителей из Беларуси, Казахстана, России, Монголии, Румынии и Япония. Исполнители и хореографы из России представляли 19 городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Сыктывкар, Тула, Тюмень, Уфа, Йошкар-Ола, Пермь, Челябинск и многие другие.
Хореографы и их номера были разные по качеству, но зачастую однообразные, безрадостные, похожие один на другой, проходящие почти в кромешной тьме. Однако на конкурс приехало и много интересных хореографов. Например, Вячеслав Колесников из Барнаула, используя музыку Мередит Монк, в номере «Возрождение», в котором, как когда-то Леонид Якобсон, пытался оживлять скульптуры, только не Родена, а современных испанских скульпторов. На фоне белого облака талька, как бы в облаке первозданной пыли, из которой рождаются галактики и звезды, своим телом он изображал трансформацию увиденной в интернете скульптуры одного современного мастера в скульптуру другого.
Или номер Олеси Ядыкиной «Утро» (Санкт-Петербург), получивший спец-премию СТД за исполнительское мастерство. Удостоенный премии исполнитель номера Роман Тюрин изображал человека вставшего с постели. Он принимает душ, трет спину мочалкой, чистит зубы зубной щеткой, и не только пластичное и гибкое тело танцовщика, но и все эти аксессуары, становятся важными элементами очень забавного номера, который выигрывал на фоне однотипных и мрачных номеров других конкурсантов и понравился мне даже больше номера хореографа Рината Абушахманова из Уфы. Номера последнего «Номофобия» и «Если бы Моцарт жил в Казани» признано жюри лучшими, и их сочинитель стал обладателем первой премии и абсолютным победителем конкурса современной хореографии. Ринат Абушахманов рассказывающий в «Номофобии» о незадачливом ухажере, который не может расстаться со своим мессенджером даже на свидании с девушкой, стал также обладателем спецприза СТД и диплома Жюри прессы, поделив золото в конкурсе с балетмейстером из Красноярска Олесей Алдониной, удостоившейся награды за номер «Явь Я».
Другая лауреатка конкурса Кристина Чернова получила серебро за номер «Каренина. Две жизни – одна судьба», в котором две исполнительницы, одна в светлом, другая в темном платье, демонстрируют две разные личности условной героини, и которые заканчивают свою жизнь одинаковым образом. Идея номера интересная, но придуманная для него лексика абсолютно традиционна.
На этот раз жюри конкурсе состояла в основном из известных танцовщиков, руководителей театров и училищ, в общем людей связавших свою жизнь с классическим танцем. Представителей современной хореографии в жюри «Арабеска» было только двое: известный танцовщик, хореограф, руководитель школы современного танца Александр Могилёв и новый худрук труппы «Балет Евгения Панфилова», пермский хореограф Алексей Расторгуев. Этим, наверное, и объясняется, то странное обстоятельство, что преимущество на конкурсе было за номерами, созданными на основе классической лексики, показывали во втором туре основного конкурса. А интересные номера современного направления и хореографы, их сочинившие, не были отмечены на «Арабеске». Например, отличный номер Лилии Симоновой созданный по мотивам романа Пушкина «Евгений Онегин» «Я вам пишу, а вы молчите», получивший в прошлом году в Йошкар-Оле золото, оба жюри (основное и прессы) просто проигнорировали.
Но исключения на конкурсе современной хореографии все же были. Так, лауреатом второй премии и обладателем серебреной медали кроме Кристины Черновой стал хореограф с абсолютно оригинальным мышлением, обладающий, как танцовщик, выразительной пластики, Александр Морозов. В сочиненном и исполненном им номере на музыку Вивальди в обработке Макса Рихтера «Демон –Душа» с первой же позы, движения, совершенно чётко угадывался врубелевский «Демон сидящий».
— Побывав на выставке Врубеля в Новой Третьяковке, я вдохновился многими его работами, в особенности «Демоном сидящим». Мне очень понравилась его «кристализация» живописи, и спустя год у меня и родилось это соло, — рассказывает Александр Морозов. — Вникая потом в биографию Врубеля, читая о его жизни, я понял, что «Демон» — это душа, внутреннее её наполнение. Потом сопоставляя с «Демоном» Лермонтова, образы возлюбленной, ангела, лишившегося крыльев, другие свои ощущения я соединял и постепенно вплетал в ткань хореографии своего соло.
Основной конкурс. Классика. Младшая группа
В младшей группе основного конкурса у девушек лидировала студентка I курса Пермского хореографического училища Юлия Манджиева, завоевавшая золотую медаль. Пермское училище, являющееся одним из лучших хореографических училищ не только в стране, но и в мире, вообще становой хребет «Арабеска». Именно оно поставляет больше всех участников и в младшей, и в старшей группе, обеспечивая конкурсу его высочайший уровень и репутацию. Но и тут есть проблемы.
Вообще, младшая группа на конкурсе оказалась менее интересной, чем старшая. И в какой-то мере это связано с условиями «Арабеска», поскольку ученики хореографических школ достигшие 18-летнего возраста по правилам конкурса здесь попадают в старшую группу и вынуждены оказаться в заведомо невыигрышной позиции и соревноваться с профессиональными артистами. Из-за этого обстоятельства в конкурсе не участвовал студент II курса Московской Академии Хореографии Сергей Калинич (золотой лауреат конкурса «Гран При Надежд»), да и другие ученики Академии. Так получилось и со многими хорошо выученными воспитанниками Пермского училища. В частности, с призером конкурса «Русский балет» Михаилом Мавляновым и участником этого же состязания Николаем Ташкиновым. Оба прекрасно показались на «Арабески», но их шансы на победу изначально были равны нолю. В результате Мавлянов стал дипломантом, а Ташкинов не прошел в третий тур.
Среди юношей в младшей группе сразу две золотые медали и в основном конкурсе и как исполнитель в современной хореографии завоевал 16-летний Уен Анар – студент отделения классического танца Монгольской государственной консерватории. Его пронзительная и свободная, как ветер, пластика в номер «Пианист» в хореографии Пурэва Энхтогтоха вызвал на конкурсе восхищение и жюри, и публики.
Серебряную медаль среди девушек поделили представительницы пермского училища Елизавета Семичева и Жанабил (Казахстан), а у юношей не присуждалась вовсе. Бронзовыми призерами конкурса по младшей группе среди девушек стали опять же пермячка Ева Прокопец и представительница Монголии Энхжин Лхагвапурэв. У юношей третью премию разделили перспективный и фактурный Аубакир Алихан из Казахстана и удивляющий своей техникой и школой, Аюшем Булчун из Улан-Уде. Его педагог народный артист России Юрий Муруев за работу со своим учеником был выделен на «Арабеске» специальным дипломом как «лучший педагог».
Основной конкурс. Классика. Старшая группа
В старшей группе будущая победительница угадывалась сразу – удлиненными, напевными линиями своего тела, и абсолютной растворенностью в музыке. Уже её появление на I туре в вариации Китри из картины «Сон» балета «Дон Кихот» воздействовало на публику подобно разряду электрического тока. Современный номер «Lacrimosa» премьера Мариинского театра Александра Сергеева, приехавшего на конкурс из Екатеринбурга, чтобы лично танцевать его с конкурсанткой, впечатление только усилил. За исполнение этого номера Светлана Савельева была награждена бронзовой медалью в Конкурсе современной хореографии, поделив её с золотой лауреаткой в основном конкурсе по младшей группе Юлией Манджиевой. Обладательница золотой медали в старшей женской группе, получившая ещё и Премию жюри прессы Светлана Савельева в Мариинском театре танцует с 2019 года. Её педагог-репетитор Любовь Кунакова за подготовку своей подопечной к конкурсу получила Диплом жюри прессы, а в целом за свое творчество удостоилась Премию «Служение искусству танца» фонда Галины Улановой и президента фонда Владимира Васильева.
Тенденция отдавать призовые места обладательницам напевных, удлиненных линий проявилась и далее. Так, серебро в женской старшей группе досталось и Разиле Мурзаковой из Уфы, которая поделила второе место с красоткой-бразильянкой Лаурой Васконселос, танцевавщей в паре с красавцем, отлично выученным и харизматичным Педро Сеара, завоевавшем в основном конкурсе классики бронзу среди мужчин.
Награды на эту красивейшую пару из Бразилии сыпались на конкурсе, как из рога изобилия. Помимо основных наград они же получили вторую премию и серебряные медали в конкурсе современной хореографии, за исполнение номера «Воображаемая любовь» Вильяма Алмейда на музыку Жака Оффенбаха, где сразили весь зрительный зал неукротимым темпераментом, непередаваемой и присущей только латиноамериканцам пластикой… Им же достался диплом жюри прессы «За музыкальность и артистизм исполнения па-де-де из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» на 1 туре конкурса». Ну и наконец, они стали обладателями одной из главных наград «Арабеска» — им был вручен Специальный приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева «Лучшему дуэту конкурса».
В мужской старшей группе борьба за награды развернулась еще более острая и драматичная. Вторую премию и серебряную медаль получил танцовщик Михайловского театра Владислав Башмаков, отлично танцевавший классику, в частности впечатляюще «отпрыгавший» вариацию Джеймса из II акта балета «Сильфида». Но ещё лучше выступил этот танцовщик в номере из балета Владимира Васильева «Икар».
— Идея танцевать «Икара» пришла моему педагогу Ивану Зайцеву, премьеру Михайловского театра, после того как мы решили готовится к конкурсу. Нам очень повезло, что Владимир Викторович как раз выпускал «Анюту» в Мариинском театре, и ему удалось найти минутку, чтобы забежать к нам в Михайловский посмотреть репетиция и поработать со мной. Владимир Викторович сразу одобрил, но позже мы поняли, что всё-таки, чтобы станцевать оригинального Икара, нужно быть Васильевым, и мы сделали Икара под меня. Под контролем Владимира Викторовича чуть-чуть изменили какие-то вещи в его хореографии. Всё это с ним оговаривалось, он разрешил выйти на сцену с этим номером.
За Золотую медаль боролись танцовщик из Армении Размик Марукян и Алексей Помыткин из Московского Музыкального театра им. Натальи Сац. Размика Марукяна я знаю с 2017 года, когда он приезжал на XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Через два года на конкурсе Григоровича в Сочи он завоевал серебро. С тех пор Размик очень изменился — перед публикой выступал не мальчик, но муж. Окрепла его исполнительская техника и драматическая игра.
Первый раз в моей жизни на таком большом и влиятельном конкурсе у меня первое место. Ночью, когда узнал об этом, хотелось плакать, даже рыдать, — такое волнение испытал. И неважно, что ты уже ведущий солист, заслуженный артист…Потому что в этом конкурсе первое место очень сложно выиграть. Надо танцевать очень аккуратно и очень чисто, а «накосячили» тут почти все, и я тоже. Но я старался делать максимум. Надеюсь, что оправдал ваши ожидания.
Алексей Помыткин, ставший настоящим героем, призером и фаворитом публики всех последних международных конкурсов состоявшихся до «Арабеска», в результате оказался на третьем месте. Везде главная победа от него ускользала. К великому сожалению так случилось и на «Арабеске.
Этого танцовщика пермская публика принимала с энтузиазмом и воодушевлением, и он стал её любимцем. Неизменно после его выступлений пермяки вызывали его на поклоны снова и снова. Я сам видел, как к нему подходили не только зрители, но и рабочие пермской сцены, дарили ему программки и благодарили за выступления. И если бы на конкурсе вручали «Приз зрительских симпатий» (на итоговом Гала-концерте победителя так и не объявили), то скорее всего достался бы он Алексею Помыткину. Но конкурс есть конкурс, Одна совсем небольшая досадная помарка на III туре (заканчивая вариацию из «Арлекинады» Мариуса Петипа в последний момент танцовщик не удержался и рукой коснулся сцены) и… третье место в финале.
— После конкурса я чувствую опустошенность и усталость. У меня даже мысли не формулируются – сказал мне Алексей после своего выступления на Гала-концерте.
— Всё-таки ты за золотом, наверное, приезжал? Ты разочарован?
— Да нет, я в принципе к чему шел, к тому и пришёл. Сама цель была все-таки выступить на таком престижном международном конкурсе. Но главное – я мечтал увидеть Владимира Викторовича Васильева, кумира моего детства, но к сожалению, мое желание не сбылось. Но всё не зря.
Председатель жюри конкурса, легендарный танцовщик XX века Владимир Васильев, после недавней травмы, присутствовал на конкурсе он-лайн. Он обсуждал с членами жюри по видео связи каждое выступление, а закрывая конкурс, обращаясь к жюри и зрителям с экрана сказал:
— Я смотрел этот конкурс на экране и чувствовал, как волнуются не только те, кто танцевал на сцене, но и зрители. Видел, как они радовались удачам. Я очень рад тому что конкурс раз от раза становится всё обширнее, в его орбиту входят новые города, страны. Конкурс растет, становится гораздо серьёзнее. Я помню его начало, когда всё было вновь, когда было трудно, было не так много артистов. А сейчас их огромное количество, и нам, жюри, очень трудно сейчас выбирать. Потому что общий уровень необыкновенно вырос. Мы, члены жюри, обращали внимание не только на технику, которая безусловно год от года растет, и этому процессу нет конца, но главным образом на одухотворенность, на то, как музыка входит в упражнения к которым мы сами привыкли ещё со школы. Я очень рад, что все-таки смог всё это увидеть, даже сидя далеко от участников конкурса и вместе с другими членами жюри обсуждать. Мы спорили, не всегда наши оценки совпадали, но у нас было главное желание, чтобы наши ученики, артисты балета выглядели на сцене как можно лучше.