Константин Хабенский спел песни Окуджавы
Фото: Екатерина Цветкова
— День Великой Победы совпал с днём рождения Булата Окуджавы, — сказал перед началом Константин Хабенский, худрук МХТ. — Окуджава узнал о войне не из книг, не из фильмов, а из жизни. Судьбе было так угодно… Ну а мы этим великим смыслам придали новое дыхание, новую аранжировку. К Дню Победы и к дню рождения Булата Шалвовича.
В программе концерта были заявлены самые известные его песни — «Надежды маленький оркестрик», «Песенка о бумажном солдатике», «Полночный троллейбус», «Дежурный по апрелю»… Старые песни в новых аранжировках: «современное прочтение с бережным отношением к смыслам, заложенным автором».
Первая песня была про московский троллейбус
Фото: Екатерина Цветкова
Окудажава заложил эти смыслы давно и в очень раннем возрасте. Но они не истлели и не померкли со временем. Свою первую песню написал на войне, когда в 18 лет ушел на фронт добровольцем. На мхатовской сцене звучали не только песни о войне. Но и о любви, о мире, о жизни с ее простыми радостями: «Ах, какие удивительные ночи,
Только мама моя в грусти и тревоге. Что-же ты гуляешь, мой сыночек, одинокий, одинокий»…
Как говорил когда-то журналист Сергей Доренко («магия чисел»: 9 мая была годовщина его гибели, Доренко ушел из жизни пять лет назад): «Нами правили шестидесятники… Плаксивые, задумчивые. Мы пели Окуджаву в 90-е годы». В 60-70-е была мода на песни геологов, песни у костра, песни Окуджавы. Это звучало из окон. Ещё хором за столом. 90-е — это ренессанс шестидесятничества. Тоже пели Визбора и Окуджаву.
«Плаксивой, задумчивой» интонации на концерте МХТ мы не услышали. «Дежурный по апрелю» прозвучал в рок-аранжировке. Необычно. Очень бодряще. Идея концерта принадлежала Константину Хабенскому:
«В моем детстве и юности везде, в том числе и в моей семье, звучали песни Окуджавы, и я впитал их в себя. Но уже в период студенчества, исполняя эти песни, я чувствовал, что они по энергии имеют право существовать в другом регистре. Эта идея долго сопровождала меня, и однажды я поделился ею с ребятами из «Ундервуда». Мы решили рискнуть и записать свои интерпретации. И теперь хотим проверить, насколько у нас это получилось».
Песни Окуджавы исполняли Константин Хабенский, актеры МХТ и рок-группы «Ундервуд» (родом из солнечного Крыма). У них Моцарт на старенькой скрипке не заиграл, скрипка вообще не запела… Зато был рок-н-ролл и даже танцы с бубнами. На контрасте перед началом концерта из динамиков всё-таки зазвучал тихий знакомый голос Булата Шалвовича: «До свидания, мальчики…», а ещё «Песенка о пехоте» — самые любимые.
Актеры читали стихи Валентина Гафта, Беллы Ахмадулиной, Давида Самойлова, фрагменты публикаций из старых советских газет: Окуджаву тогда крепко критиковали — за упадничество, за то что «подражает Вертинскому».
Первая песня была про московский троллейбус: «Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный»… Это ностальгия.
Песни Окуджавы исполняли Константин Хабенский, актеры МХТ и рок-группы «Ундервуд»
Фото: Екатерина Цветкова
— 25 августа 2020 года троллейбусное движение по Москве полностью остановлено, — пояснил Хабенский. Он спел «Дежурный по апрелю»…. И ещё по-грузински «Девочка плачет: шарик улетел». Булат Окуджава – родился в грузино-армянской семье. Вероятно, руководствовались именно этой логикой: раз Окуджава наполовину грузин, то хотя бы одна песня должна прозвучать по-грузински. Но в зрительном зале грузин было мало. Да и Хабенский этим языком не сильно овладел. Слов не понял примерно никто. Хорошо, что по мелодии догадались. Как раз во время исполнения песни на грузинском на сцену выбежал целый детский хор Московской студии творческого развития «Поколение Оперение». Они подхватили за Хабенским и тоже по-грузински. Спели два куплета и ушли…
Некоторые зрители потом гадали: для чего понадобилось собирать сотню детей ради двух куплетов? Не все же знали, что всероссийское движение «Оперение» создал Хабенский. И теперь с ним возится и всячески прославляет. Как и не все поняли, при чем здесь заявленный в анонсе День Победы. Его не было да и Окуджавы в чистом виде тоже. Но, как писал, Булат Шалвович: «Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет…».
А Константин Юрьевич слышит Окуджаву именно так. Он сейчас главный в МХТ… Зачем придираться? Пускай Окуджава звучит хоть в рок-н-ролле, хоть в рэппе… Лишь бы звучал.