The Rolling Stones дают джазу
«Леди и джентльмены, The Rolling Stones!» — вещает бодрый голос на NRG Stadium в Хьюстоне. На огромных экранах россыпи бриллиантов и тени рок-ветеранов, звучит вступление к «Start Me Up», и публика стартует в своем фанатском угаре самым бескомпромиссным образом. Это снова произошло. «Роллинги» просидели без гастролей всего пару лет, но если в своем прошлом туре они предлагали лишь ностальгию, то сейчас везут и свежие песни с прошлогоднего альбома «Hackney Diamonds».
Наверное, при составлении концертного сет-листа у Джаггера и Ко не так много вариантов, потому как они просто обязаны сыграть некоторое количество своих знаковых хитов. Без «Honky Tonk Women», «Paint It Black», «Sympathy for the Devil», «Jumpin’ Jack Flash» и другой классики концерт Rolling Stones просто невозможен, поэтому все это рок-н-ролльное роскошество по-прежнему подается в лучшем виде и под многотысячное караоке.
Впрочем, свежак тоже не задвинут куда-то на задворки. «Angry» и «Mess It Up», как и положено рок-боевикам, качают арену в первой половине шоу, а породистый госпел «Sweet Sounds of Heaven» уже в финале переходит в каноническую «(I Can’t Get No) Satisfaction» — коронный номер как для начала, так и для завершения шоу. Народ поет и плачет, кажется, ничуть не жалея о ценах на билеты.
Второй концерт тура музыканты отыграли в Новом Орлеане, где стали хедлайнерами джазового фестиваля. «Роллинги» и джаз не самая прямая ассоциация, хотя в последнее время форматы фестивалей потеряли всякие условности. Кстати, на New Orleans Jazz & Heritage Festival группа выступила с третьей попытки. Впервые на мероприятие команду забукировали в 2019 году, но тогда группа отменила свой сет из-за больного горла Мика. Спустя два года препятствием стали ковидные ограничения, и вот, наконец, «роллинги» дали джазу.
В новый тур Мик Джаггер и Кит Ричардс отправились, разменяв девятый десяток. Гитарист Ронни Вуд чуть моложе, но это не отменяет разговоры о том, что каждый тур рок-легенд может стать последним. Конечно, сейчас у группы уже не тот гастрольный темп, чем пару десятилетий назад. На американскую часть тура (европейская пока не подтверждена) запланированы девятнадцать концертов в шестнадцати городах. В сет-листе восемнадцать песен (немало, но до рекордов далеко), и на сцену артисты выходят не чаще чем один раз в четыре-пять дней.
Однако во время шоу все возрастные детали тура сразу забываются. Джаггер, носящийся по сцене в узких черных джинсах и сверкающем пиджаке, по-прежнему тот самый «сексуальный бог рок-н-ролла», как его когда-то обозначила Кейт Мосс, гитары Ричардса и Вуда все еще выдают тонны блюзовых и рок-н-ролльных страстей, демоническое обаяние и шуточки плохих парней тоже на месте.
В целом все это магия чистой воды. Карьера «роллингов» никак не укладывается в логические мерки, так что самое разумное — смотреть на происходящее как на большое чудо. Может быть, это чудо не всегда справляется с нужными нотами и аккордами, но исправно лишает публику рассудка на пару часов. Жалко, что подобная роскошь раздается на другом конце света. Для нас — в прямом и переносном смысле.
Джон Бон Джови вежливо прощается
В начале лета ждет нового альбома и армия фанатов Bon Jovi. Правда, на этот раз альбомная кампания американских рок-гигантов пройдет по непривычному сценарию. В данный момент на сайте группы нет ни единого упоминания о будущих концертах.
Все акценты сам 62-летний Джон Бон Джови и его ближайшее окружение расставили в свежем документальном фильме «Спасибо, спокойной ночи: История Bon Jovi». Получилось прямо-таки монументальное полотно из четырех серий, в которых режиссер Готэм Чопра уместил, кажется, все, что нужно знать об этой группе.
На экране под грохот хитов и вой стадионов проносятся главные события в карьере коллектива, собравшего отличную кассу на ажиотаже вокруг глэм-рока. Кавер-группа в клубах Нью-Джерси, случайное знакомство с Брюсом Спрингстином, первый хит «Runaway», альбомы, которые иногда разлетались громадными тиражами, но бывало, что продавались куда скромнее ожиданий, коммерческие хиты и песни с текстами, сложноватыми для чартов, огромный авторитет в музыкальной индустрии и едкая ирония журналистов о том, что эта группа скорее не рокеры, а идеальные актеры для ролей рокеров, наконец, уход ключевых участников коллектива вроде гитариста Ричи Самборы и драматичное завершение тура 2022 года.
Тогда Бон Джови был вынужден сделать операцию на голосовых связках, после которой пришлось принять нелегкое решение. Лидер Bon Jovi худо-бедно справлялся с вокальными партиями в студии, но о больших концертах и тем более турах пришлось забыть. Конечно, в шоу-бизнесе фраза «больше никаких концертов!» имеет весьма гибкий смысл, и вполне возможно, что дверь на сцену для Джона Бон Джови еще не закрыта. Но колесить по миру со стадионными шоу, как это было раньше, музыкант уже не сможет.
Российские фанаты Bon Jovi могут помнить два свидания со своими кумирами. Весной 2019 года американские рокеры стали еще одним всемирно известным коллективом, выступившим в пресыщенной (было же такое) валютными музыкальными событиями Москве. За тридцать лет до этого Bon Jovi высадились в Москве в качестве участников Московского музыкального фестиваля мира — мероприятия, совершенно невиданного по советским меркам, на котором выступили также Оззи Осборн, Scorpions, Motley Crue, Cinderella, Skid Row и другие.
В фильме есть эпизод, посвященный этому фестивалю. Немного советской экзотики и занятное погружение в закулисье с выводом о том, что большой музыкальный менеджер Док Макги организовал все не из миссионерских соображений, а по причине вынужденной отработки с целью закрыть перед Госдепом свои грешки, связанные с торговлей наркотиками.
Впрочем, в Москве у участников событий остались совсем другие воспоминания. Вот Джон сидит в потрепанном советском кресле в еще старой редакции «МК» и с удивлением разглядывает выпуск «Звуковой Дорожки». Вот он на «Горбушке» смотрит на пластиночные развалы, хочет взять какой-то диск и пытается понять, что хочет сказать торговец, который кричит: «Давай руками не лапать, этот пласт стоит как твоя зарплата!» А потом заезжего рокера узнают и едва не разбирают на сувениры. По иронии судьбы, новый альбом Bon Jovi тоже придется выскребать полулегальным образом. Вот такая историческая загогулина…
Deep Purple решают уравнение
Преклонный возраст участников Deep Purple, возможно, выглядит не так элегантно, как у «роллингов», но коллектив по-прежнему в завидном тонусе. Летом планируется релиз двадцать третьего по счету альбома, а на днях в цивилизованном музыкальном мире состоялась премьера нового сингла.
«Portable Door» звучит как настоящий олдскульный Deep Purple, но понять, хорошо это или не очень, вот так сразу не получается. У рок-ветеранов, безусловно, сохранился некий музыкальный рефлекс, позволяющий выдавать бодрый гитарный звук, но все это больше напоминает подвиг, чем непринужденную прогулку, как это получается у тех же Rolling Stones.
Тем не менее группа сейчас живет в куда более дисциплинированным графике, чем иная молодежь, и новый релиз появится спустя три года после альбома каверов «Tourning To Crime» и через четыре года после выхода оригинального материала под названием «Whoosh!». Кстати, альбом 2020 года некоторые критики вполне резонно назвали веселым до безумия и возмутительно глупым.
С другой стороны, это всего лишь рок-н-ролл, а не квантовая механика, поэтому веселье уже можно воспринимать как удачный ход. Над новым альбомом группа трудилась с продюсером Бобом Эзрином, тоже человеком-легендой, в свое время записавшим знаковые пластинки Элиса Купера и изрядно наследившим в карьере Лу Рида, Pink Floyd и много кого еще. Вместе с участниками Deep Purple мистер Эзрин решил на новом альбоме ветеранов ковать тяжелый рок по лекалам пятидесятилетней давности, то есть вернуться к звуку, с которым группа начинала свой славный путь.
Новый альбом станет первой оригинальной записью в Deep Purple для гитариста Саймона Макбрайда, присоединившегося к группе два года назад. Это довольно забавный момент. Саймону сейчас сорок пять, и получается, что он еще не родился, когда Deep Purple появились как коллектив. Его предшественник Стив Морс (сейчас ему 69) играл в группе с 1994-го по 2022-й и покинул коллектив по семейным обстоятельствам. При этом основное трио из 78-летних Иэна Гиллана и Роджера Гловера, а также 75-летнего Иэна Пейса кажется сильнее всех обстоятельств вместе взятых.
Новый альбом группы уже оброс некоторыми легендами. Его рекламная кампания началась в Лондоне, Париже и Берлине, где появились плакаты с загадочным уравнением «=1». Именно такое название получила пластинка, и у уравнения есть некоторая идейная база. Сами музыканты в интервью говорили о том, что в ситуации, когда все вокруг становится сложнее, жизнь в итоге должна упроститься до единой сущности. То есть все равно одному.
Уже то, что музыканты, столько повидавшие на своем веку, вкладывают в новые песни какие-никакие концепции, приятно удивляет. Участникам Deep Purple явно по душе подобная рок-рутина, и одним лишь альбомом они ограничиваться не хотят. Группа время от времени выступала в прошлом году, на осень этого года тоже запланированы концерты, но уже с новым материалом. Правда, всем заинтересованным российским поклонникам следует не только озадачиться билетами, но и разработать план проникновения на Британские острова.