«В основе зависимости от наркотиков лежит так называемая биопсихосоциальная модель (проще говоря, генетика, психологические факторы + влияние социума), — рассказал aif.ru врач-психиатр, исполняющий обязанности заведующего психоневрологическим диспансером Пушкинской больницы имени профессора Розанова В.Н. Дмитрий Санин. Повлиять на генетику мы не можем, но на два других фактора — в состоянии.
«Проблема употребления наркотических веществ сегодня стоит особенно остро, поскольку в наши дни не составит особого труда раздобыть тот или иной вид запрещенных веществ», — сожалеет наш эксперт.
Невзирая на пол и возраст
Порой наркоторговцы размещают свои координаты прямо на заборе, Да и отношение в определенной части общества к этим веществам зачастую довольно лояльно. Например, некоторые музыкальные исполнители в своих песнях транслируют, что употребление той же марихуаны или каких-то психостимуляторов — благо. Эту информацию трудно воспринимать критически не только подросткам, но и даже взрослым людям с вполне окрепшей психикой».
По словам специалиста, традиционно считается, что мужской пол в большей мере подвержен формированию зависимости, но с появлением синтетических психостимуляторов и этот стереотип был разрушен. Слабый пол сегодня в этом вопросе ни в чём не отстаёт от сильного.
Причина агрессии и слабоумия
По словам Санина, наркотики — понятие обширное. Есть вещества, которые формально к ним не относятся (например, алкоголь или разнообразные летучие соединения — клей, растворители и так далее), но употребление данных субстанций также приводит к формированию зависимости.
Употребление токсических веществ может вызывать различные виды поражений головного мозга, вплоть до необратимых. В связи с развитием токсической энцефалопатии наблюдаются разнообразные органические психические расстройства, при которых человек не сможет поддерживать стабильные социальные отношения, приспособиться к меняющейся среде, и даже справляться с элементарными бытовыми проблемами. «Люди. зависимые от токсических и психоактивных веществ. склонны как к аутоагрессии (то есть к враждебным действиям, направленным на самих себя), так и к насилию в отношении окружающих. — рассказывает Санин. — Кроме того, у них отмечаются нарушения памяти и внимания, вплоть до слабоумия, склонность к совершению антисоциальных поступков.
Похоже на шизофрению
Любые наркотические и токсические вещества оказывают разрушительное воздействие на центральную нервную систему. Поэтому употребление наркотиков и алкоголя зачастую может спровоцировать “дремлющее” психическое заболевания, которое при соблюдении трезвого образа жизни могло бы и не проявиться. Скажем, лица, употребляющие синтетические психостимуляторы (“соль”, мефедрон) нередко имеют картину шизофреноподобных психических расстройств: бред преследования, галлюцинации, нарушения мышления.
“При наркотическом отравлении может возникнуть интоксикационный психоз. Человека с таким расстройством могут доставить в больницу в тяжёлом состоянии, похожем на острый приступ шизофрении, сопровождающийся галлюцинаторно-параноидной симптоматикой (пациент слышит “голоса”), бредовой симптоматикой, психомоторным возбуждением и ощущением преследования, — говорит врач-психиатр. — Зависимость после употребления “солей” формируется практически сразу же. И это главная и, пожалуй, самая страшная особенность данного вида наркотиков”
Для начала пациенту, поступившему в стационар, проводятся дезинтоксикационные мероприятия, в дальнейшем, мероприятия направленные на купирование абстинентного синдрома (как говорят в народе, “ломки”), чтоб снять психологический и физический дискомфорт.
Жизнь на грани срыва
Однако надо понимать, что промыть» организм от этих веществ возможно, но так называемая психическая зависимость сохраняется у человека на всю жизнь. И даже после длительных реабилитационных программ пациент может сорваться.
Психиатры на этапе прохождения подобного вида лечения помогают зависимому человеку скорректировать его эмоциональное состояние. Однако с триггерами бороться придется пожизненно. Спровоцировать срыв, по словам нашего эксперта, может все, что угодно. Например, музыка, образы, которые вызывают специфические воспоминания, провоцирующие употребление запрещенных веществ. Если человек страдает от алкоголизма, то для него может быть опасен не только вид спиртных напитков, но даже сцены употребления спиртного (например, в кино). «Риск того, что наступит срыв, у такого человека, будет присутствовать постоянно, — говорит Д. Санин. — Но бояться этого не надо, поскольку это закономерная часть выздоровления. Если человек встал на путь реабилитации и борьбы с зависимостью, то срыв не означает, что надо прекращать бесполезную борьбу и возвращаться на путь употребления».
«Я совершенно здоров»
Пациент не всегда может осознать, что зависим. Нередко от него можно услышать, что он, дескать, может в любой момент завязать или что вещества просто помогают ему расслабляться после тяжёлой работы. Отсутствие желания признавать данную проблему, по словам психиатра, в медицине называют анозогнозией. Алкогольная или наркотическая зависимость подразумевает наличие синдрома отмены, то есть, человек становится вынужден употреблять наркотики для того, чтоб иметь возможность нормально выполнять свои функции«, — уточняет эксперт.
То, что психика не боится наркотических веществ, связано с тем, что алкоголь, никотин, наркотические и психотропные вещества объединяет то, что они встраиваются в нормальный метаболизм человека, и становятся для него «естественной потребностью», без которой он не может помыслить своё существование. Ну, буквально, как еда и вода. Можно сказать, что у пациента формируется новый тип жажды. Допустим, обычному человеку трудно преодолеть желание выпить стакан воды, особенно в зной, и, по словам эксперта, именно с этим, как раз, и можно сравнить употребление наркотиков.
Патология воли
Без работы психиатра и психотерапевта побороть наркотическую зависимость крайне сложно. Но и профессиональные усилия этих специалистов не всегда гарантируют успех. «С точки зрения психиатрии, любая зависимость — это патология воли, — рассказывает эксперт. — Сюда относится и лудомания — зависимость от азартных игр, и трудоголизм, который поощряется обществом, но является разрушительным для человека, который просто сгорает на работе. Есть пищевая и даже любовная аддикция (зависимость). А любые волевые нарушения поддаются коррекции с большим трудом даже при медикаментозном лечении и психотерапевтической работе. Поэтому лучше даже не начинать, чтобы потом не было проблем, решать которые придется всю оставшуюся жизнь».