Сеть пещер Сен-Марсель на юге Франции состоит из десятков километров ходов, колодцев и гротов. Большая их часть доступна только с современным спелеологическим снаряжением. Известна пещера в том числе и сооружения из сталактитов и сталагмитов, расположенных на глубине 1,5 км.
Сталактиты и сталагмиты — это натечные образования, которые сформировались из частиц воды, капающих с потолка пещеры, и представляют собой «растущие» вниз с потолка или вверх с пола структуры наподобие сосулек. И вот часть из них в пещере была когда-то обломана и составлена в непонятные сооружения — рядами и просто грудами. Бывавшие в пещере спелеологи долгое время считали, что это — дело рук туристов-вандалов. Теперь же все больше фактов говорит про то, что в пещере побывали древние люди. И это удивительно. Об открытии сообщает научный журнал Национальной академии наук США.
«[Первобытным людям] пришлось преодолеть несколько серьезных препятствий, в том числе ряд глубоких колодцев, которые трудно пройти даже современным хорошо экипированным исследователям. Это порождает вопрос: как их преодолели 8000 лет назад? Нужно было пройти вглубь пещеры, затем нужно было найти путь назад, в конце концов нужно было постоянно поддерживать свет!», — отмечает геоморфолог Жан-Жак Деланнуа из Университета Савойя Монблан (Франция).
Раньше считалось, что такое для первобытных жителей пещер невозможно. Поэтому остатки древних сооружений в Сен-Марсель никто не изучал, хотя они известны уже больше века. Первые ученые, зашедшие так далеко в пещеру, просто не обратили на них должного внимания, посчитав разбросанные камни делом рук туристов-вандалов.
Авторы нового исследования решили изучить обломки после того, как в других пещерах региона были обнаружены следы древних людей в удаленных от входа ходах и гротах. А в пещере Бруникеле, находящейся примерно в 270 км на запад, еще раньше известны подземные сталагмитовые сооружения, которые были построены неандертальцами около 170 000 лет назад.
Тем более, что обследование разбросанных фрагментов в Сен-Марселе указывает на то, что их выкладывали каким-то особым образом: по шаблону, в некоторых случаях подпирая более мелкими камушками, чтобы удержать на конкретном месте.
Чтобы проверить свою идею, команда нанесла на карту распределение камней Сен-Марселя, которые, предположительно, были частью древних сооружений. Затем ученые проанализировали содержание изотопов урана и тория — оно изменяется с течением времени, а значит, по его уровню можно определить, когда были отбиты кончики сталактитов и сталагмитов и в какое время на их месте начал расти новый слой натечек. Также проверялась версия естественного разрушения, например, пещерным медведем или землетрясением.
Все это позволило понять, какие натечные образования и в каком порядке были разрушены, а также где в конечном итоге оказались отбитые фрагменты. Среди них действительно есть те, что были отбиты современными вандалами — но в таких случаях туристы-хулиганы используют что-то из современных материалов, а значит, достаточно прочное, чтобы отбить натечку у основания.
А вот инструменты первобытных людей позволяли сделать это не менее чем в 5-10 см над современной поверхностью пола пещеры. И эти древние повреждения, согласно данным изотопного анализа, датируются возрастом до 10 000 лет. А самое древнее сооружение уточняет эту оценку: оно сложено примерно 8000 лет назад. Самые молодые слои натечек, появившиеся на месте обломанных, возрастом примерно 3000 лет.
«Это открытие является исключительным. Это поднимает вопрос о том, что люди знали пещеры уже в тот доисторический период, а также об их способности исследовать и проходить ходы и колодцы, а также об их умении изготавливать приспособления для освещения», — говорит Деланнуа.
Сейчас команда продолжает исследование, пытаясь понять: как все-таки древние люди смогли зайти так глубоко. Например, ученые анализируют найденные в ходах отложения сажи, часть из которых, учитывая стабильную среду внутри пещеры, определенно относятся к доисторическим временам. Это может дать ответ об осветительных приспособлениях.
Но, отмечают они, один из главных вопросов так и останется загадкой: зачем жившие в Сен-Марсель люди вообще делали эти инсталляции? Спустя столько тысячелетий понять это невозможно, как, например, и причину, по которой люди начали делать наскальные рисунки.