Многие люди, у которых уровень глюкозы в крови повышен, недооценивают опасность. Им кажется, что если раз они не испытывают ухудшения самочувствия, то все не так страшно. При сахарном диабете второго типа симптомы появляются не сразу, человек может годами ходить с «повышенным сахаром», не чувствуя этого. В это время в организме происходят опасные изменения, подчас необратимые. А между тем, у врачей сегодня есть современные лекарства, которые позволяют эффективно управлять сахарным диабетом и не допустить тяжелых осложнений.
Как возникает болезнь?
Сахарный диабет второго типа, как правило, развивается вследствие малоподвижного образа жизни и употребления большого количества калорийной пищи. Чаще всего на фоне лишнего веса.
Когда мы едим пищу, то содержащиеся в ней углеводы расщепляются, образуется глюкоза, которую в народе обычно называют «сахар», она попадает в кровь. Оттуда её забирает гормон инсулин и переносит в клетки, где глюкоза используется, чтобы обеспечивать ткани и органы энергией. Таким образом, глюкоза в крови не повышается. Но когда быстрых углеводов (сладкое, выпечка и т. д.) в питании очень много, то рецепторы клетки, которые воспринимают инсулин, гибнут, клетка не усваивает глюкозу. В итоге глюкоза в крови накапливается. Её повышенные уровни токсичны для организма, страдают многие органы — глаза, почки, сердце и сосуды, нервная система. Согласно новому исследованию Американского колледжа кардиологии, люди с преддиабетом (сахар уже повышен, но диагноз «диабет» еще не ставят) значительно чаще страдают от сердечных приступов, инфарктов и инсультов по сравнению с теми, у кого нормальный уровень глюкозы в крови. Риск сердечно-сосудистого заболевания увеличивается почти вдвое.
«Нужно понимать опасность повышенного уровня сахара, и она начинается при цифрах выше, чем 6,4 ммоль/л», — говорит доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой эндокринологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России Александр Аметов.
Так как в 80% случаев сахарный диабет второго типа развивается у пациентов с избыточной массой тела, то необходимо не только снижать глюкозу в крови, но и снижать вес. «Баланс между углеводным и жировым обменом — это залог успеха», — подчеркивает профессор Аметов.
Что сигнализирует о рисках?
Предотвращение этих рисков врачи называют управлением метаболическим здоровьем.
«Борьба с диабетом начинается как минимум на этапе увеличения массы тела, даже если вы еще не достигли существенного избытка массы тела, а только начался этот процесс. Для меня вот эта первая сигнальная точка, — объясняет доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой эндокринологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова Татьяна Демидова. — А второй сигнал — когда уже на этом фоне периодически вы отмечаете, что появляются повышенные концентрации глюкозы в крови. Это означает, что болезнь началась и серьезное метаболическое неблагополучие состоялось».
Проверить, есть ли у вас избыток массы тела, несложно. Для этого используется индекс массы тела. ИМТ = масса тела (кг)/(рост (м) х рост (м))
ИМТ более 30 кг/м² соответствует диагнозу «ожирение», ИМТ более 25 кг/м² — избыточной массе тела.
Более опасно накопление жировой ткани в области талии, что говорит об отложениях жира вокруг внутренних органов. Здесь критические показатели — больше 80 см у женщин и больше 94 м у мужчин. В этом случае риски метаболических нарушений и сердечно-сосудистых заболеваний особенно велики.
«Этап накопления веса, уже не говоря о нарушении вместе с этим параметров гликемии (уровень глюкозы в крови — прим. ред.) — это то окно возможностей, когда еще многое лежит в руках человека, — говорит профессор Демидова. — Но, к сожалению, подавляющее число людей этого еще не понимает. И даже на этапе модификации самого диабета нам все равно приходится много говорить о том, что надо похудеть. Если человек сможет радикально уменьшить массу тела, то прогноз заболевания меняется в лучшую сторону, и очень часто мы можем даже говорить о продолжительной ремиссии».
Какие нужны лекарства?
По словам профессора Аметова, сегодня патогенетически обоснованной терапией в лечении сахарного диабета второго типа является применение препаратов, которые не просто снижают уровень глюкозы, но и нормализуют углеводный обмен.
«Очень весомое событие в нашей медицинской среде это, конечно, появление доступности препаратов нового класса — агонистов ГПП-1 (глюкагоноподобного пептида −1)», — отмечает Татьяна Демидова.
ГПП −1 — это гормон, который вырабатывается в нашем организме. Он влияет на многие органы и системы и, в том числе, стимулирует выработку инсулина и снижает аппетит, вызывает чувство сытости. Ученые смогли создать аналог этого гормона и назвали это вещество семаглутид. Оно как раз и стало главным действующим компонентом современных препаратов для лечения диабета второго типа, таких как «Ребелсас», «Оземпик», «Квинсента». Эти препараты помогают пациентам не только контролировать уровень глюкозы в крови, но и уменьшать аппетит, повышать скорость метаболизма, а значит, снижать вес. А раз это аналог человеческого гормона, то такое лекарство безопасно.
Впервые семаглутид появился на Западе. Так как российская фармпромышленность уже вышла на тот уровень, когда может заниматься импортозамещением, то создать аналог можно было без проблем. Однако в России пошли другим путем и разработали собственную технологию получения семаглутида, чтобы исключить риски перебоев с поставками компонентов. «Иностранные предшественники делаются с помощью микробиологического синтеза. Это означает, что действующее вещество получается из культур клеток, — объясняет представитель российской фармкомпании Кира Заславская. — Микроорганизмы живут своей жизнью и, соответственно, оставляют продукты своей жизнедеятельности. Поэтому в полученных таким способом препаратах нужно очень тщательно следить за отсутствием примесей, иначе это может привести к аллергическим реакциям, к тому, что препарат просто не будет работать. Российская технология основана на химическом синтезе субстанции. Химические реакции запрограммированы, исключают ошибки в финальной формуле, полученное вещество можно проанализировать с помощью современного аналитического оборудования».
Например, к таким препаратам, созданным на основе химического синтеза, относится «Квинсента». Он применяется в виде инъекций, как и «Оземпик». «Ребелсас» — это семаглутид в виде таблеток. Существуют также аналоги семаглутида для лечения сахарного диабета (тоже агонисты рецепторов ГПП-1) — эксенатид, дулаглутид, лираглутид.
«Двадцать лет назад у нас было всего два класса сахароснижающих препаратов — это инсулин и сульфонилмочевинные препараты. А сегодня мы имеем семь классов сахароснижающих препаратов, — говорит доктор медицинских наук, профессор кафедры эндокринологии и диабетологии Российского университета медицины Минздрава России и заведующая эндокринологическим отделением московской больницы № 52 Татьяна Маркова. — Это не просто сахароснижающие препараты, это препараты, которые позволяют проводить протекцию почек, сердца, предотвращать смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, которые позволяют снизить массу тела и уровень гликированного гемоглобина. Это новейшие технологии управления диабетом на всех его проблемных точках, касающихся не только углеводного обмена, но и сердечно-сосудистых заболеваний и остальных проблем, которые вызывает диабет».
Безусловно, подобные препараты являются рецептурными, самолечение здесь недопустимо. Только лечащий врач может подобрать подходящую пациенту терапию, учитывая все особенности его здоровья.