— Артем Юрьевич, расскажите об отрезке истории луганского Союза художников с 2014 года. Много ли бывших коллег покинули Луганск после «Русской весны». Кто остался и продолжает работать на благо Донбасса?
— В 2014 году, на стадии становления, нам пришлось очень тяжело: некоторые художники уехали на Украину, отказавшись сотрудничать с ЛНР. Таких людей было не так много (примерно треть), но их отъезд существенно нас подкосил.
Тем более, что оставшиеся на тот момент, в большинстве своем, были уже преклонного возраста. И раскручивать «маховик» особо стало некому по объективным причинам. А так как жизнь тоже накладывала свой отпечаток, люди находились в постоянном стрессе. В итоге мы потеряли очень многих.
От нас ушли замечательные скульпторы: Народный художник ЛНР А.А. Редькин, один из столпов луганской скульптуры В.Д. Закалюкин. Художники: А.И. Швыдкий, А. И. Коденко., В.Ф.Коробов, В.А. Симоненко, А.В. Яковлев и многие другие. Но самая большая боль – это гибель в 2021 году в боях под Камышевахой прекрасного молодого скульптора Александра Елизарова. Совершенно невосполнимая утрата!
Это был «человек возрождения», который стремился сделать мир краше, но ушёл на самом взлёте. На мой взгляд, он создал наиболее интересные произведения новой истории Луганщины: скульптуру Петра и Февронии, композицию «Непокорённый Беркут» (один из новых символов Луганска, — И.В.).
— Сколько деятелей сейчас входят в Союз?
— 24 человека.
— Кто самый именитый из них?
— Народный художник ЛНР Сергей Кондрашов, ученик легендарного Евсея Евсеевича Моисеенко. Кондрашов создал целый эпос, посвящённый ополчению. И являлся первым председателем СХ ЛНР с 2014-го по 2015-й годы.
— В каких условиях работают луганчане – есть ли собственные помещения, мастерские? Какую помощь особенно остро ждали и ждут от «материковой России»?
— Одной из главных задач для нас является сохранение традиций Луганского изобразительного искусства, приумножение их. Но также нам было очень важно разделить долю с горожанами в непростое для региона время и поддержать людей. Что же касается сохранения инфраструктуры. В наследство нашей организации от художественно–производственного комбината, Художественного фонда СССР достались мастерские, которые мы бережно храним. Понятно, что в годы лихолетья нам приходилось сталкиваться с проблемой сохранения имущества.
Наша организация зарегистрирована 01 декабря 2014 года. Мы сразу же после объединения в Союз стали активно работать. Одно из первых культурных мероприятий в Луганске прошло 19 ноября 2014 года — это была моя персональная выставка. Тогда мне хотелось показать, что вопреки всему город живёт, а искусство может быть той целительной силой, которая поможет людям осмыслить и преодолеть сложности.
На тот момент пол города сидело без света, без воды, Луганск опустел.
Но на выставку пришло огромное число зрителей и мы чувствовали свою ответственность перед ними и не могли подвести.
Затем нам стали оказывать помощь региональные российские СХ, приглашать на выставки. Мы были неоднократно в Санкт-Петербурге, Москве, в Белгороде и Грозном (за что нужно выразить признательность всему сообществу художников России).
Все эти десять лет, когда казалось бы, не оставалось надежды, появлялся кто-то из наших соратников и помогал нам.
— Налажено ли у Союза художников сотрудничество с луганскими и общероссийскими столичными музеями?
— С музеями ЛНР мы всегда на связи, всегда откликаемся на их предложения. И работы в дар тоже, конечно, предоставляем. Так что современные художники в музеях представлены, хотя и не в том объеме, как хотелось бы.
С музеями России также сотрудничаем. Работы членов СХ ЛНР переданы в музеи Москвы, Белгорода, Санкт-Петербурга, Ростовской области, Воронежа. Вспоминается знакомство с директором Курганского художественного музея Ириной Паламарчук — она поспособствовала тому, что работы наших мастеров впервые были закуплены (учитывая скромные доходы жителей республики до 2020 года, это трудно переоценить, — И.В.).
— Есть ли профильное обучение в ЛНР, идет ли в Союз творческая молодежь?
— В свое время Луганская школа живописи была на хорошем счету в Советском союзе. На учебу сюда приезжали со всей страны.
Всеми силами мы стремимся продолжать эти традиции. В Луганске есть художественный колледж при Луганской академии культуры и искусств, где можно получить профильное образование. В самой Академии также есть кафедра живописи. Конкурс туда, к слову, довольно высокий.
Что касается молодежи, то как раз сейчас рассматриваются заявки о вступлении в Союз художников группы молодых людей. Это наш творческий актив.
В 2016 году у нас были попытки создания молодёжной секции, но от реалий никуда не уйдёшь, ребята уезжают из региона в поисках лучшей судьбы: им нужно обеспечивать семьи, так что мы относимся к этому с пониманием. Но талантливая молодёжь в организации на подходе имеется.
— Донецкие писатели признавались мне, что при Украине русскоязычных литераторов не принимали в Национальный Союз писателей. А сталкивались ли с подобными проявлениями «идеологической несовместимости» луганские живописцы?
— Знаете, я никогда не разделял Россию и Украину. Да и, признаться, к рассказам о национализме на Западной Украине относился с иронией. Но вспоминаются несколько эпизодов. В 2012-м я побывал на пленэре в Бродах (Львовская область). И один художник сказал мне во время ужина: «Артем, почему вы говорите на русском языке?» (обратившись ко мне, естественно, по-украински). Я улыбнулся и объяснил, что не хочу коверкать украинский, так как плохо его знаю. Хлопнули по чарке и этот случай забылся. Уезжая из Львова, я впервые увидел факельные шествия бандеровцев, но отнёсся к участникам шествия как к секте: дураков, мол, везде хватает.
Но, пожалуй, самый яркий эпизод произошёл на выставке, посвященной юбилею Тараса Шевченко в Доме художников Киева. На календаре был февраль 2014-го.
Участники выставочного комитета принимали мою работы, но тут один из художников говорит, что на картине изображен «не наш» казак (не запорожский, — И.В.). А мне это было странно слышать, поскольку на Луганщине были казаки Донские и других я не видел. В итоге у меня взяли одну работу из трех.
И я впервые почувствовал нашу разность, но справедливости ради ряд художников из центра Украины поддерживали и поддерживают Донбасс и сейчас. В этом смысле мы имеем дело с настоящей гражданской войной, но это уже другой разговор.