Владимир Сурдин
кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ
Мне, как ученому, конечно, хотелось бы, чтобы деньги вкладывались в автоматы, в роботов. Посылать их в космос гораздо дешевле и надежнее. Роботы могут многое. Но полет человека привлекает внимание всего населения Земли. Мы по-прежнему ждем, чтобы человек оставил свой след на далекой планете, и это выглядит намного эффектнее для публики, для жителей страны, которая знает, что ее посланец долетел до Луны или Марса. Это намного привлекательнее в смысле социального эффекта, чем просто работа марсохода или лунохода.
Однако я думаю, если бы сегодня роботы полностью могли заменить человека, то, наверное, надо было бы вообще запретить полеты людей в космос. Это очень дорого и приносит уже мало научных фактов.
Но до сих пор человек как оператор, как существо, способное управлять приборами, определять степень риска, все еще лучше робота. Это надо признать. Роботы очень медлительные, связь с ними, например, работающими на Марсе, устанавливается долго. Радиосигнал идет к Марсу полчаса. Робот долго взвешивает риски. Человек это делает почти моментально. Роботы, исследующие космос, совсем не такие быстрые, как те, к которым мы привыкли на Земле. Там очень медленно работающие компьютеры: специально сделаны, чтобы противостоять космической радиации.
Так что, если бы хорошие роботы у нас сегодня были, надо было бы просто заменить космонавтов на роботов. Но сегодня хорошо тренированный космонавт все еще как оператор более динамичен, более подготовлен. Поэтому, наверное, еще несколько десятилетий полеты людей будут совершенно необходимы, но все идет к тому, чтобы заменять их роботами.
Например, мы, астрономы, уже давно отказались от живого присутствия живого человека на космической обсерватории, потому что он только мешает работе телескопа. Телескоп Хаббл больше 30 лет на орбите без человека и прекрасно себя чувствует.
Но все это рядом с Землей, где связь не занимает времени больше, чем одна секунда. А на Марсе все еще будет необходим космонавт, хотя и отправить туда человека очень нелегко! Полет на Марс длится девять месяцев, и радиация, вообще говоря, может убить человека за это время. Однако тяжелые ракеты, например, вроде тех, что разрабатывает сейчас Илон Маск, могут поднять довольно солидную радиационную защиту, чтобы сохранить здоровье космонавтов.
Да, в далеком будущем роботы полностью справятся со своей задачей и полет человека в дальний космос перестанет быть необходимым, но всегда найдутся желающие поставить рекорд. Ведь совершенно никакой необходимости нет идти на вершину Эвереста или нырять в Марианскую впадину [но многие это делают].
И космические рекордсмены, отчаянные люди, наверное, найдутся: способные полететь как можно дальше, увидеть как можно больше и, может быть, вместе с роботами изучать далекие планеты.