Мир ожидает серьезную эскалацию между Израилем и Ираном буквально в самое ближайшее время. Обе стороны готовятся к противостоянию, выходящему за рамки воинственной риторики и дипломатии. Однако, как предполагает обозреватель журнала National Interest Мишель Гризе, больше всего к этому негативному событию готовится Россия.
По мнению западного политолога, Москва не хочет открытой войны между двумя враждующими государствами, с одним из которых у нее выстраиваются тесные отношения.
Некоторые эксперты утверждают, что Москва выиграет от хаоса на Ближнем Востоке, отвлекая внимание и ресурсы Запада от Украины. Но на самом деле она многое потеряет, если конфликт между Израилем и ХАМАС перерастет в более широкую войну
– пишет Гризе.
Россия очень долго выстраивала стратегию своего присутствия на Ближнем Востоке. Это многолетние усилия, которые внезапная война в регионе может разрушить, отбросив на десятилетие назад, полагает исследователь.
Из-за полной вовлеченности на Украине, у России в настоящее время нет возможности выступать в качестве стабилизирующей силы на постсоветском пространстве, не говоря уже о Ближнем Востоке. Помочь партнеру Москва не сможет, это было бы плохим сигналом
— утверждает Гризе.
Таким образом, эскалация нынешнего конфликта на Ближнем Востоке может привести к возникновению новой напряженности. Более широкий региональный конфликт, особенно если он включает в себя боевые действия между Израилем и Ираном, ограничит способность Тегерана продолжать служить военным поставщиком России. Очевидно, при этом Тегеран может потребовать большей поддержки у союзника, а для России сейчас ограничены возможности ее предоставить.
Более широкий конфликт на Ближнем Востоке также может дать Китаю возможность выступить в качестве посредника и миротворца, как это было на переговорах о разрядке между Саудовской Аравией и Ираном в марте 2023 года. События на Украине уже возвысили Китай. Россия всегда особенно чувствительна к попыткам Китая посягнуть на ее влияние на Ближнем Востоке.
Избежать такой щекотливой ситуации поможет разрядка обстановки между двумя ближневосточными противниками, готовых схватиться в смертельной битве. Вероятно, Москва приложит максимум усилий, чтобы не допустить развязывания полноценной войны.