— Все начинается с детства. Чувствовали ли вы изначально тягу к актерской профессии? В чем она проявлялась?
— Не могу точно сказать, в какой момент появились такие мысли, но мама рассказывает, что в пять лет я озвучила, что буду актрисой, буду заниматься благотворительностью. С четырех лет – участвовала в детском саду во всех утренниках — сама просилась. И в детском саду, и в школе, и в культурно–массовых мероприятиях тоже участвовала. В пионерлагерь ездила каждый год на две смены и там была активным участником всех развлекательных программ.
Потом поступила в МИИТ. Там играла в КВН с первого курса, стала председателем профкома. И только после вуза пошла осознанно во ВГИК к Всеволоду Николаевичу Шиловскому: отучилась и сейчас работаю у него в театре. С детства была тяга к сцене, хотя в семье нет никого из творческой профессии.
— Помогло ли образование инженера в становлении актёрской личности?
— Я много раз анализировала, что мне это дало, потому что все-таки потрачено пять лет, и хотела понять для себя: впустую ли они прошли или нет. Конечно, в 22 года думала: «зачем потратила эти пять лет, зачем?» Но вот сейчас мне 37, и могу сказать – единственное и самое ценное, что приобрела за время первого образования – это друзья. Конечно, это потренировало ум, но ничего из того, чему меня научили в МИИТ, мне в жизни, к сожалению, не пригодилось. Единственное, только друзья, с которыми до сих пор общаемся и друг друга поддерживаем.
— Очень часто многое зависит от того, кто помогает человеку и направляет его. Так, в вашей жизни путеводной звездой стал Всеволод Шиловский. Можете ли рассказать о том, с какой стороны вы лично его узнали, а также как он для вас раскрылся с позиции не только профессионала, но и человека.
— Со Всеволодом Николаевичем работаю 15 лет. За это время поняла, что это просто человечище с большой буквы, потому что нас много у него. Но каждый его ученик в любое время дня и ночи может ему позвонить с какой-то личной проблемой, и если он может помочь, то обязательно поможет. Если он не может – попробует.
Он нас учит не только мастерству, учит этике общения с коллегами, друг с другом. Мы все эмоциональные – это надо понимать, поэтому он объясняет, как с этим справляться, как общаться друг с другом так, чтобы никого не обидеть. Потому что актеры очень зависимый народ: мы зависим от режиссеров, от продюсеров, от проектов – от всего на свете. Очень важно иметь какой-то островок, где ты чувствуешь себя в безопасности, никому ничего не доказываешь, где ты с удовольствием занимаешься своим делом. Вот такой островок у нас – это наш театр, и это полностью заслуга Всеволода Николаевича.
Что касается профессионализма — тут даже говорить не о чем. Я считаю, что нам очень повезло, что мы попали к такому мастеру, который лично был знаком с Массальским, с Грибовым – список бесконечный. В профессиональном плане он, конечно, жестче гораздо, чем в человеческом – и это правильно. Он всегда говорит такую фразу: «Человеческие отношения – это одно. Если я вижу непрофессиональное отношение к делу, я зверею».
— Вашим героиням от 30 до 80 лет! Что помогает проникнуть в каждый возраст? И в каком работать комфортнее всего?
— Есть секреты, как играть возрастных женщин, но самое важное – это жизненный опыт. У возрастных персонажей очень большой жизненный опыт, очень много болей, очень много воспоминаний, и когда ты влезаешь в этого персонажа, ты должен подключать всё. Вот всё, что произошло за жизнь. Особо сильно в возраст играть не надо. Почему? Потому что люди даже в 85 лет в душе все молодые. Они горят своим делом, у них есть свои мечты. Вот я сравниваю себя сейчас в 37 и в 18 – ощущения такие же. Единственное, ну как бы чуть-чуть больше понимаешь в силу опыта. А в душе все возрастные персонажи такие же дети со своими мечтами. И они ещё хотят их исполнить, и это прекрасно, потому что человек живёт, когда он любит и мечтает. Всё. Как только это прекращается, жизнь прекращается, в принципе.
— Есть ли роль, ставшая для вас самой дорогой, важной?
— Есть одна болезненная роль, которую попыталась сыграть (притронулась чуть-чуть в институте, но у меня не получилось). Это я оцениваю, что у меня не получилось. Я играла Маргариту из романа «Мастер и Маргарита», и мне кажется, что не получилась — оказалась не проработана до конца.
Я бы еще, конечно, к ней притронулась, но мне страшно. Потому что не уверена, что получится: она будет очень нестандартная относительно образа, который сложился у большинства людей. И от этого не очень по себе. Вообще «Мастер и Маргарита» – моё любимое произведение, которое я перечитываю практически каждый год.
— За вашими плечами 33 кинопроекта. Расскажите, случались ли моменты, когда казалось, что героиня полностью поглощала, словно вытесняя личность?
— Было. Это происходит, когда актёр работает над ролью, только её создаёт, и тогда она очень плотно входит в жизнь. Когда очень-очень много думаешь о ней. Один из последних таких случаев был с бабушкой в спектакле «Восемь любящих женщин». Потому что ей там больше 80 лет.
Был период, когда я просто ходила по улицам, случайно видела пожилую женщину и начинала за ней наблюдать. После чего какие-то поведенческие реакции пыталась копировать. Даже дома могла как-то начинать брюзжать, ворчать, хотя мне это несвойственно вообще.
— Поделитесь ближайшими планами в кино и театре?
— Сейчас очень мало времени на кино. Мы готовим премьеру к 9 мая: военно-патриотическую пьесу по Алексею Дудареву «Не покидай меня». Потрясающий материал. У меня очень трепетное отношение к этой теме, поскольку спектакль про Великую Отечественную войну, а мой дедушка – герой Советского Союза. Наверное, патриотизм как-то передается по крови.