Прорыв дамбы в Орске, который привел к масштабному затоплению районов города, стал трагическим событием, на которое никто не был готов. Однако, вопрос о том, могли ли эту катастрофу предвидеть и предотвратить, остается актуальным.
Кто виноват в прорыве дамбы в Орске
Из сообщения прокуратуры Оренбургской области стало известно, что возможная причина прорыва дамбы — ненадлежащее содержание сооружения. Это подтверждается данными о сокращении расходов на эксплуатацию дамбы со стороны местных властей на более чем треть с 2021 года. При этом проверки Ростехнадзора ранее выявляли нарушения, но информации о их исправлении не поступало.
Такая ситуация вызывает серьезные вопросы о компетентности и ответственности тех, кто отвечал за обслуживание и безопасность дамбы. Пока неясно, кто именно будет привлечен к ответственности за случившееся, однако, юристы считают, что круг лиц может быть значительно расширен.
Само бедствие не предвещалось жителям города. Очевидцы описывают, как ночью вода затопила их дома, вынуждая многих бежать на спасение. Эвакуация началась задолго до прорыва дамбы, но многие изначально не принимали серьезно предупреждения, предпочитая остаться в своих домах.
Спасатели работали круглосуточно, вынося людей и даже животных из затопленных районов. Их героические усилия спасли множество жизней, однако, нельзя не обратить внимание на то, что подобные ситуации требуют не только отваги, но и хорошо организованных и поддерживаемых систем предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации.
После проведенной прокуратурой проверки в отношении факта прорыва дамбы было возбуждено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса РФ: о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ и халатности.
Сейчас на первом плане стоит не только оказание помощи пострадавшим, но и проведение всестороннего расследования, которое позволит выявить всех ответственных за произошедшее и предотвратить подобные случаи в будущем.
Почему не выдержала дамба?
Строительство дамбы в Орске, начатое в 2010 году, предполагалось решить проблему подтоплений во время паводков. Однако, как показала недавняя трагедия, дамба не выдержала испытания, вызвав масштабное наводнение и катастрофические последствия.
Подрядчиком проекта стала компания «Спецстрой-3», но уже в 2014 году выявились нарушения в расходовании бюджетных средств на строительство, а Федеральная служба финансового надзора обнаружила необоснованные расходы в размере 51,2 миллиона рублей. Однако суды признали предписание Финнадзора незаконным, что вызвало сомнения в эффективности контроля со стороны государственных органов.
В 2020 году Ростехнадзор также выявил нарушения при содержании дамбы и наложил административный штраф на муниципалитет. Несмотря на это, сроки устранения замечаний не были выполнены до 2022 года, и ситуация оставалась нерешенной.
Ситуация обострилась в начале 2024 года, когда Ростехнадзор потребовал представить конкретные данные о состоянии дамбы перед предстоящим паводком. Ответ администрации не удовлетворил надзорное ведомство, и вскоре после этого произошел катастрофический прорыв дамбы.
Эксперты отмечают, что катастрофа могла быть предотвращена при более тщательном контроле за строительством и содержанием дамбы. Адвокаты указывают на возможную халатность в деятельности гендиректора, главного инженера, а также представителей контролирующих и надзорных органов.
Трагедия в Орске стала свидетельством не только системных проблем в контроле за строительством гидротехнических сооружений, но и о необходимости более строгих мер прокуратуры и следствия для предотвращения подобных катастроф в будущем.