Ученым удалось отделить активность при сдерживании эмоций от процессов при их возникновении — и это позволило понять, какие области мозга позволяют нам контролировать свое поведение. Об исследовании сообщил Дартмутский колледж (один из старейших и престижнейших университетов США).
«Вам когда-нибудь хотелось закричать в особенно плохой день, но потом вы умудрились этого не сделать? Поблагодарите мозг и то, как он регулирует эмоции, которые могут оказать огромное влияние на повседневную жизнь. Когда мы воспринимаем события, разворачивающиеся вокруг нас, то наше поведение, принятые решений и самоощущения зависят от того, насколько мы способны осмыслить ситуацию и проявить гибкость», — отмечается в сообщении.
Для работы ученые взяли материалы другого исследования, которое проводил их соавтор Питер Джанарос из Питтсбургского университета (США). Первый набор данных был получен, когда добровольцам проводили функциональную магнитно-резонансную томографию, пока они просматривали изображения, которые могли вызвать негативную реакцию: например, жесткую сцену или устрашающих на вид животных. Второй — от фМРТ, которую проводили, пока участники обдумывали увиденное, вынимали из контекста и генерировали новые мысли об изображении, делающие его не таким отталкивающим.
Имея два набора данных, исследователи смогли разграничить активность при генерации эмоций и их обработке, а также выяснить, какие участки мозга за какой из них отвечают.
«Переоценка» увиденного, обеспечивающая ту самую гибкость и умение сдерживаться, происходит в определенных областях передней префронтальной коры, а также в некоторых других участках коры мозга, обеспечивающих функции высокого порядка. Их участие в регуляции эмоций раньше не удавалось точно доказать, но было известно, что они важны для таких сложных функций как абстрактное мышление и долгосрочное моделирование будущего.
«Чем сильнее человек способен задействовать эти области мозга, отвечающие за регуляцию эмоций, тем более устойчивым он будет при переживании чего-то негативного, не принимая это близко к сердцу. Также учтены и результаты других исследований, связывающих эти области с улучшением психического здоровья и способностью противостоять искушениям и избегать наркозависимости», — говорится в сообщении.
При этом миндалевидное тело, известное как область мозга, отвечающая за негативные эмоции и, как долго считалось, за реакцию на угрозы, реагирует на негативные стимулы одинаково вне зависимости от того, пытается человек справиться с переживаниями или нет. В отличие от коры головного мозга оно не участвует в переосмыслении увиденного.
Также с системами регуляции эмоций взаимодействуют нейрохимические вещества. Удалось выявить, что в областях мозга, которые участвуют в регуляции эмоций, особенно много рецепторов, реагирующих на каннабиноиды, опиоиды и серотонин, включая 5H2A. Серотонин в целом является мишенью при лечении депрессии, на 5H2A направлены психоделические препараты. Учитывая это, можно понять, почему многие лекарства, которые должны помогать бороться с психическими проблемами, оказываются неэффективны без сопровождения психолога: новые данные указывают, что они затрагивают центры регуляции эмоций.
Это исследование — одно из первых, где деятельность мозга, связанная с генерацией эмоций, отделяется от регуляции эмоций. Его результаты в будущем могут быть полезны и для работы с ментальными проблемами.
«Фактически, некоторые проблемы с психическим здоровьем связаны с неспособностью людей быть гибкими, например, когда постоянные негативные мысли мешают воспринимать ситуацию по-другому», — пояснили в колледже.
Родившиеся в России в «лихие 90-е» имеют особые гены стрессоустойчивости — исследование
Почему мужчины и женщины по-разному реагируют на стресс: причина найдена в мозге
Как понять, что вы выгораете на работе? Четыре ранних признака