В деле замешаны дилеры, которых несколько лет назад уже осудили за фальсификацию русского авангарда
Более ста работ, приписываемых кисти Василия Кандинского, Казимира Малевича и Натальи Гончаровой, арестованы в Париже. Владелец, бизнесмен палестинского происхождения Усман Хатиб оценивает их в более чем €100 млн.
Как оказалось, эти и еще сотни «произведений» он приобрел у израильского арт-дилера Ицхака Заруга в 2015 году. Спустя три года немецкий суд признал его виновным в продаже подделок русского авангарда и приговорил к двум годам восьми месяцам тюремного заключения., его партнер Моез бен Хазаз — к трем годам.
Знал ли коллекционер Усман Хатиб, что покупает «кота в мешке»? Как минимум должен был догадываться. Дело в том, что арт-дилеры Ицхак Заруг и Моез бен Хазаз попали под подозрение задолго до вынесения приговора. Слушание резонансного дела началось еще в 2013-м, за два года до того, как Усман Хатиб купил половину собрания Заруга. Речь идет о более чем 800 работах, которые приписываются русским авангардистам.
Известно, что всего в распоряжении арт-дилеров с сомнительной репутацией 1,8 тысячи работ, они так и остались в их галерее. А оттуда продолжали расходиться по разным собраниям, несмотря на обвинения и долгоиграющее дело, которое слушалось в Висбадене. Часть фальшивок попали в Париж.
В прошлом году Высший региональный суд Франкфурта вынес постановление, разрешающее судебным приставам конфисковывать коллекцию Хатиба. Именно на его основании прошел обыск в Париже, по результатам которого были изъяты работы. Однако некоторые из них успели попасть на аукционы.
Вероятно, эта история — только эпизод в деле Заруга и Хазаза, который говорит о нескольких вещах. Во-первых, о все возрастающем интересе к русскому авангарду. Несмотря на сомнительность сделки, Хатиб на нее пошел. Более того, он свято верит в подлинность купленных им работ или, по крайне мере, так утверждает. Как бы там ни было, палестинец, судя по всему, выложил за работы круглую сумму, намереваясь продать их еще дороже. И не он один.
Во-вторых, подзабытый скандал с подделками из коллекции Заруга и Хазаза напоминает о том, что европейский арт-рынок переполнен фальшивками, и даже судебное решение не помогает его очистить. Это далеко не единственная история о подделках русского авангарда. Достаточно вспомнить сюжет в Генте, где обнаружили сотни сомнительных работ, которые Игорь Топоровский выдавал за шедевры художников начала ХХ века. Скоро его тоже будут судить, но не факт, что «произведения» из его коллекции не разошлись по Европе.
Для справки: Наталья Гончарова — потомок жены Пушкина (дед художницы Михаил Гончаров был племянником супруги поэта), известная художница-авангардистка начала ХХ века.