«Сомнительно, что японский народ и страна в целом могут быть поняты или оценены кем-либо, не имеющим определенной степени знания их боевой культуры», – заявлял Донн Ф. Дрегер в труде «Классическое будзюцу». В контексте этой цитаты в статье от Fightingarts рассказывается об истории Японии и образовании Синдо Дзинэн-рю каратэ-до.
Стиль Синдо Дзинэн-рю, основанный в 1933 году Ясухиро Кониси (1893-1983), имеет глубокие корни в богатых традициях японской воинской культуры. Чтобы понять традицию и философию, которую представляет этот стиль каратэ-до, мы должны сначала посетить истоки будо и проследить путь, на котором оно сформировалось.
1. Рождение Японии
Суша вокруг нынешних Японских островов образовалась около 70 миллионов лет назад. По мнению археологов, люди жили на этой земле еще 2,5 миллиона лет назад. Во время последнего ледникового периода (50 000–10 000 лет назад) массивное движение Земли отделило сушу от Евразийского континента, и образовались Японские острова. Эта географическая изоляция от континента предоставила японцам защиту и возможность развивать свою уникальную культуру.
С 10 000 г. до н. э. по 300 г. до н. э. доисторические народы Японии вели охотничий и собирательный образ жизни. Коллективное земледелие началось около 300 лет до н. э., что привело к развитию ирригационных систем и инструментов с железным краем, которые увеличили урожай, что, в свою очередь, стимулировало массовый демографический взрыв. По мере развития социальных иерархий и политических структур конкуренция и войны между деревнями усиливались. Первоначально бронзовое и железное оружие было получено с континента, но вскоре японцы начали изготавливать собственное оружие, такое как мечи, пики и копья. Однако многие из этих ранних видов оружия японского производства были непрактичны; они использовались для религиозных церемоний и ритуалов, что указывает на относительно мирное островное государство в первые годы его существования.
2. Объединение и первые военные действия
К четвертому веку нашей эры Япония была объединена под властью императорской семьи, которая продолжается и по сей день. Династия Ямато, сосредоточенная вокруг нынешней территории Осаки, установила официальные дипломатические отношения с Пэкче (одним из трех королевств на Корейском полуострове) в 367 году нашей эры. Два года спустя династия Ямато отправила солдат на Корейский полуостров, чтобы защитить Пэкче от противника, Силла. Этот союз продолжался до 663 года, когда Пэкче потерпел поражение и был побежден мощными объединенными военными силами Силлы и династии Тан в Китае.
3. Принятие буддизма и конфуцианства.
Хотя синтоизм был местной религией Японии, в 593 году нашей эры императрица Суйко заявила о своем принятии буддизма (который был распространен на Корейском полуострове в середине шестого века) и поощряла строительство буддийских храмов. В 604 году наследный принц Сетоку издал Конституцию, состоящую из 17 статей, и учредил придворные звания, что стало первым шагом в процессе установления имперской власти, социального порядка и моральных стандартов. Конституция Сетоку, находящаяся под сильным влиянием конфуцианских идеалов, определила, что вежливость или вежливость является основой общества.
4. Первые соревнования по боевым искусствам
Старейшим документально подтвержденным видом боевого искусства в Японии является «сумо». «Кодзики», первая книга по истории Японии, написанная в 712 году нашей эры, описывает поединок сумо между двумя синтоистскими богами (Такемикадзути и Такэминаката) на пляже Идзумо. Такемикадзути выиграл матч, вывернув Такеминакате руку и бросив его на землю. Благодаря этой победе Такемикадзути получил право управлять регионом.
Нихонсеки, еще одна древняя хроника, завершенная в 720 году нашей эры, документирует поединок по сумо, проведенный на глазах у императора Суйджина в 23 году до нашей эры, где Номи-но Сукуне победил Тайма-но Кехая, ударив ногой и сломав Кехайе ребра. В 726 году нашей эры император Сэйбу провел в июле турнир по сумо, который затем стал важным ежегодным дворцовым ритуалом наряду с соревнованиями по стрельбе из лука в январе и мае. Соревнования по стрельбе из лука в январе проходили без лошадей, а в майских соревнованиях участвовали конные лучники, стрелявшие по мишеням из лука на лошадях на полном галопе. Эти первые соревнования по боевым искусствам в Японии продолжались 300 лет. Однако крупная гражданская война между Тайра и Минамото в XII веке положила конец этой традиции.
5. Период Хэйан и возникновение класса воинов
Япония установила свою культурную, политическую и экономическую идентичность в период Хэйан (794–1185). Буддизм процветал, и разделение религии и государства в значительной степени сохранялось. Литература и искусство процветали под властью аристократического гражданского правительства. До X века японские солдаты представляли собой в основном аристократов низшего ранга, их слуг и других гражданских лиц, которые брали оружие при необходимости. Однако формирование специализированных постоянных групп воинов, состоящих в основном из опытных лучников, привело к рождению класса воинов. В сельской местности группы воинов получили политическую власть, и гражданские администраторы не могли их контролировать. Это поставило под угрозу государственный контроль над землями, и страна шла к анархии и коррупции. Более того, крупные буддийские храмы нанимали и обучали монахов-воинов для защиты и использовали военную силу, чтобы предъявлять политические требования правительству.
В 1167 году Киемори Тайра, первый воин, ставший членом высшего суда, стал доминировать при дворе, и клан воинов Тайра контролировал правительство до 1185 года. Это означало начало правления воинов в Японии, которое продолжалось в течение 700 лет.
6. Период Камакура и расцвет самураев
В 1185 году клан Минамото под командованием Еритомо Минамото разгромил своего заклятого врага – клан Тайра. В 1192 году императорский двор даровал Еритомо титул сегуна (генерала) и разрешил ему основать правительство в Камакуре. Вдали от гедонистической столицы Киото Еритомо создал воинское общество с ярко выраженной военной аристократией. В период Камакура (1192-1333 гг.) термин «самурай» обозначал определенный ранг конных воинов. В последующие годы этот термин стал обозначать всех воинов. Общество Камакура превозносило верность, честь, скромность и бережливость – идеалы, которые позже вдохновили кодекс воина, или «бусидо».
Сектой буддизма, процветавшей в этот период, был дзэн. Ее простота и упор на самодисциплину и медитацию как средства достижения просветления особенно понравились классу воинов. Идеал Дзэн о повышении уровня осознанности для преодоления страха смерти давал столь необходимую умственную силу воинам, которым приходилось сражаться в постоянных битвах. Под опекой правительства Камакура в районе Камакура было построено множество храмов дзэн, и дзэн стал руководящей философией для воинов Камакура.
Помимо совершенствования своих боевых навыков, воины Камакура должны были владеть каллиграфией, живописью, поэзией, музыкой и другими видами искусства.
Боевые искусства периода Камакура представляли собой суровые боевые искусства и назывались «бугэй». Самым важным боевым навыком была «ябусамэ» – стрельба из лука верхом на лошади.
7. Период Эдо
После смерти правителя Хидэеси армия правителя Иэясу Токугавы выиграла решающую битву в Сэкигахара против оставшегося клана Тоетоми в 1600 году. Лорд Иэясу получил от императора титул сегуна в 1603 году и открыл свой сегунат в Эдо (нынешний Токио). На смену хаосу пришли закон и порядок, а владение и использование оружия строго регламентировалось. В период Эдо (1603-1868) Япония изолировала себя от остального мира и процветала в мире на протяжении более двух столетий благодаря значительным политическим, социальным, экономическим и культурным событиям.
Концепция «будо» возникла в начале периода Эдо. Хотя дзэн был руководящей философией самураев со времен периода Камакура в XIII веке, мир и социальная стабильность периода Эдо позволили будзюцу интегрироваться с дзэн. Произошла трансформация из «будзюцу» в «будо».
Ключевую роль в этой трансформации сыграли дзен-мастер Сохо Такуан и мастер меча Мунэнори Ягю, который был главным инструктором кендзюцу сегуна Токугава. Такуан писал в своей «Неподвижной мудрости» (серия писем Муненори), что разум мастера дзэн такой же, как разум мастера меча: «Ум, который вообще не останавливается, называется непоколебимой мудростью». Муненори определил свое искусство как «животворящий меч» и написал в своей «Семейной книге фехтования»: «Отсутствие меча считается исключительным секретом этой школы».
Мусаси Миямото также принял дзэн и написал в своей «Книге пяти колец»: «Тогда вы начнете думать о вещах в широком смысле и, приняв пустоту как Путь, вы увидите Путь как пустоту».
Пустота («ку» или «му») – суть учения дзэн. И «непоколебимая мудрость», и «не-меч» указывают на пустоту ума. Эта линия мысли получила дальнейшее развитие в период Мэйдзи Мастером меча и дзэн Тэссю Ямаока с его Муто-рю («Школа отсутствия меча»).
На протяжении всего периода Эдо сосуществовали «бугэй», «будзюцу» и «будо». «Бугэй» – это разновидность боевых навыков, необходимых всем самураям. Обязательные дисциплины «бугэй» включали в себя владение мечом, копьем, пикой, стрельбу из лука, джиу-дзюцу, верховую езду, стрельбу из винтовки, плавание и другие, всего 18 дисциплин («бугэй дзю хаппан»). «Будзюцу» – это боевые искусства, которые были более совершенными и систематически развитыми. «Будо» было средством самосовершенствования посредством боевых тренировок.
Начиная с середины периода Эдо, многие школы кендзюцу, ориентированные на развитие персонажей, адаптировали бамбуковые палки, или «синай», и защитную броню, или «богу», чтобы уменьшить травмы во время тренировок. Эти школы подверглись резкой критике со стороны других школ, ориентированных на будзюцу, как непрактичные.
В 1609 году клан Сацума на Кюсю отправил на Окинаву 3000 солдат для завоевания островов. Король Сеней был схвачен и доставлен в Сацуму, но позже ему разрешили вернуться на Окинаву, чтобы управлять островами. Сацума сохранил относительную независимость Окинавы, чтобы обеспечить возможность внешней торговли с Китаем и Кореей, которая была запрещена правительством Токугавы. Эта независимость закончилась, когда правительство Мэйдзи официально включило Окинаву в состав территории Японии в 1879 году.
Прибытие коммодора Мэтью Перри в 1853 году положило конец изоляции Японии от остального мира. Американская дипломатия боевых кораблей возобновила дипломатические и торговые отношения Японии с западным миром и свергла режим Токугавы вместе с 700-летним правлением воинов.
8. Реставрация Мэйдзи
Император Мэйдзи провозгласил восстановление прямого имперского правления в 1868 году. Феодализм был отменен и началась модернизация Японии.
Реставрация Мэйдзи существенно изменила культуру и образ жизни японцев. Первым приоритетом правительства Мэйдзи было укрепление национальной обороны путем организации вооруженных сил западного образца. Постановление о воинской повинности 1873 года требовало, чтобы все японские граждане отслужили три года действительной службы и четыре года в резерве. Сословная структура была ликвидирована, а класс самураев был ликвидирован. Традиционные боевые искусства считались бесполезными старомодными боевыми приемами, и от них практически отказались.
Когда имперское правление было восстановлено впервые за 700 лет, буддизм (и дзэн) был отвергнут, а синто стал национальной религией. Самураи потеряли не только свои привилегии, но и руководящую философию. Некоторые бывшие самураи стали аристократами, а другие стали торговцами или фермерами, чтобы заработать на жизнь. Большинство из них вообще отказались от занятий боевыми искусствами.
Однако с появлением западных видов спорта, таких как бейсбол, гимнастика и легкая атлетика, некогда забытые боевые искусства постепенно возродились как исконно японские виды спорта. Министерство образования поддержало движение по развитию физического воспитания в стране.
И Тэссю Ямаока, и Дзигоро Кано открыли свои додзе в 1882 году. Сюнпукан Ямаоки должен был преподавать кендо и дзэн, в то время как Кано преобразовал дзюдзюцу в дзюдо и преподавал это искусство в своем Кодокане. Кано пропагандировал не только дзюдо, но и спорт в целом. В 1901 году он основал Дай Ниппон Тайикукай (Японскую спортивную ассоциацию), которая управляла всеми видами спорта, и стал первым японским членом Международного олимпийского комитета (МОК) в 1909 году. Кано участвовал в V Олимпийских играх, проходивших в Стокгольме, Швеция, в 1912 году в качестве глава японского делегата.
Экономическая политика правительства Мэйдзи привела к быстрой промышленной революции, и за короткий период времени Япония присоединилась к промышленно развитым странам. Имперская конституция, обнародованная в 1889 году, провозгласила императора «священным и неприкосновенным». Однако сам император скорее царствовал, чем правил.
В результате войны с Китаем 1894-95 годов Япония приобрела остров Тайвань и крупную контрибуцию, а также свою долю доступа на китайский рынок. В 1904-05 годах Япония вела войну с Россией и победила. Япония добилась признания своих первостепенных интересов в Корее, вернула себе южные маньчжурские земли и приобрела южную половину Сахалина. Корея была формально присоединена к Японии в 1910 году. В 1914 году Япония приняла участие в Первой мировой войне на стороне союзников.
Серия военных побед способствовала развитию национальной гордости, и правительство Мэйдзи решило использовать боевые искусства в качестве средства физического воспитания для улучшения здоровья детей школьного возраста. За этим решением стояло настойчивое лоббирование со стороны Тэссю Ямаока и Дзигоро Кано. В 1895 году был основан Дай Ниппон Бутоку-кай как руководящий орган всего будо.
9. Ясухиро Кониси и появление каратэ на материковой части Японии
Ясухиро Кониси родился в 1893 году на острове Сикоку. Он начал изучать Мусо-рю дзюдзюцу в 6 лет, кендо в 13 лет и Такэнучи-рю дзюдзюцу в 15 лет. Кониси переехал в Токио в 1915 году и поступил в элитный университет Кейо. Он был капитаном университетского клуба кендо, а после окончания университета был назначен университетским инструктором по кендо.
Во время учебы в университете Кониси снимал комнату в додзе дзюдзюцу и зарабатывал на жизнь телохранителем или вышибалой. Незадолго до окончания учебы младший член клуба кендо Цунэсигэ Аракаки, уроженец Окинавы, продемонстрировал на клубной вечеринке танец, который он назвал «танец Кушанку». Кониси был заинтригован этим экзотическим искусством с Окинавы. Кониси открыл додзе Ребу-кан в 1923 году и начал преподавать кендо и дзюдзюцу, одновременно обучаясь каратэ у Аракаки.
Гитин Фунакоси (1870-1957) впервые приехал на материковую часть Японии в 1917 году, чтобы провести демонстрацию каратэ в Бутокудэне в Киото. По приглашению основателя дзюдо Дзигоро Кано Фунакоси вернулся на материк в 1922 году, чтобы провести еще одну демонстрацию каратэ в Кодокане в Токио. Для этой демонстрации Фунакоси вручную сшил белую форму для себя и своего партнера Шинкина Гимы, уроженца Окинавы и члена Кодокана.
В демонстрации приняли участие более 350 человек, включая репортеров газет, и она имела огромный успех. Эта демонстрация Фунакоси и Гимы знаменует собой отправную точку современного каратэ-до. Газетные статьи о демонстрации подняли общественный интерес к этому искусству и вызвали огромное количество запросов на дополнительные демонстрации и обучение каратэ. Фунакоси отложил свое возвращение на Окинаву и начал преподавать каратэ в Мэйсэй-дзюку, общежитии для окинавских студентов в Токио.
В 1924 году Фунакоси в сопровождении своего старшего ученика Хиронори Оцука (основателя Вадо-рю) приехал к Кониси в университет Кейо и попросил у Кониси разрешения использовать кендо додзе в свободное от тренировок время для занятий каратэ. Кониси не только дал свое разрешение, но и пригласил Фунакоси прийти в его додзе Ребу-кан, чтобы обучать его каратэ. Клуб каратэ Университета Кейо был основан 15 октября 1924 года.
Помимо тренировок в додзе Мэйсэй-дзюку Фунакоси, Кониси обучался каратэ у Теки Мотобу и Кенвы Мабуни (основателя Сито-рю). Хотя Кониси уважал личность Фунакоси и техническое мастерство Мабуни, больше всего его впечатлили боевые способности Мотобу. Мотобу был, безусловно, лучшим каратэистом своего времени. Кониси, успешный костоправ и инвестор в недвижимость, оказывал финансовую помощь этим и другим окинавским инструкторам каратэ.
Кониси продолжал свое обучение кендо под руководством легендарного мастера Хакудо Накаямы, которого называли «Кенсей», или богом кендо. Накаяма предположил Кониси, что каратэ-до может стать «кендо с пустыми руками».
Кониси также изучал айкидо под руководством основателя айкидо Морихея Уэсибы. Под руководством Уэсибы Кониси разработал серию ката Тайсабаки. Работа ног, движения тела и приложения («бункай») в этих ката основаны как на принципах каратэ, так и на принципах айкидо. Ребу-кан был местом встречи всех серьезных будо-ка Токио.
По рекомендации Морихея Уэсибы и синтоистского ученого Дандзо Ямагути, Кониси в 1933 году назвал свой стиль каратэ «Синдо Джинен-рю каратэ-дзюцу», который позже был переименован в «Синдо Джинен-рю каратэ-до». «Синдо (божественный)» было обычным префиксом для многих стилей кендзюцу. Кониси использовал этот префикс, чтобы указать, что его каратэ является преемником наследия традиционного японского будо. «Дзинэн» (также произносится как «сидзен», что означает «естественный») указывает на его естественный подход к искусству. Поскольку Кониси учился у многих известных мастеров каратэ того времени, его Синдо Дзинэн-рю каратэ-до включало в себя элементы ката и основы многих различных стилей. Однако наиболее влиятельными стилями были Сетокан, Сито-рю и Мотобу-рю.
В 1934 году знаменитый боксер Цунео «Поршень» Хоригучи присоединился к Ребу-кану и изучал каратэ и кендо у Кониси. Хоригучи также получил практические инструкции от Теки Мотобу в додзе Ребу-кан. Несколько месяцев спустя Хоригучи выиграл титул чемпиона Японии по боксу в полулегком весе.
10. Трансформация каратэ в ранний период Сева
Клуб каратэ Университета Кейо был первым, кто заменил каратэ (китайская рука) на каратэ (пустая рука) в 1929 году. Однако эта замена означала гораздо больше, чем просто косметическое изменение. Горо Симокава, один из основателей Клуба каратэ Университета Кейо, был членом храма Энкаку в Камакуре (в саду которого находится памятник Фунакоси с надписью, написанной мастером дзэн Согеном Асахиной и гласящей: «Нет первого нападения в каратэ»). После изучения дзэн в этом храме его ученики в Кейо убедили Фунакоси изменить персонажа на Кара (Пустота или Пустота), что имеет глубокий смысл в контексте дзэн.
Адаптация дзэн означала, что китайско-окинавское боевое искусство каратэ трансформировалось в японское будо. Родилось «Каратэ-до».
Кониси был одним из первых учеников, получивших ранг дана от Гичина Фунакоси. Однако Кониси знал, что для того, чтобы каратэ пользовалось уважением в сообществе будо, оно должно было быть частью Дай Ниппон Бутоку-кай. Кониси использовал свое политическое влияние, а также тот факт, что он уже был старшим членом по кендо, чтобы Бутоку-кай признал каратэ законным японским будо и выдал официальные рейтинговые сертификаты. Это стало реальностью в 1935 году, когда Бутоку-кай впервые присвоил Кониси титул («сего») каратэ-до Киоши. К 1941 году Бутоку-кай присвоил титул Кеси Ясухиро Кониси, Тодзюну Мияги и Санносукэ Уэдзиме; и титул Ренши достался Гичину Фунакоси, Кенве Мабуни, Хиронори Оцуке, Такеши Симода, Гиго Фунакоси и еще 18.
Поскольку Япония готовилась к предстоящей войне с Соединенными Штатами, общественный интерес к будо резко возрос. Наряду с другими мастерами будо Фунакоси, Мотобу, Мабуни, Оцука и Кониси преподавали в военных училищах. Однако в эпоху современных войн будо в первую очередь должно было дать солдатам силу противостоять страху смерти, во многом подобно тому, что воины Камакура искали в дзэн.
11. Война
Спустя всего лишь 15 лет правления императора Тайсе, император Сева (известный на Западе как император Хирохито) взошел на престол в 1926 году в возрасте 25 лет. Однако растущее правое движение и военное вмешательство в политику подтолкнули Японию к постепенному отходу от демократии и парламентаризма к милитаризму, тоталитаризму и экспансионизму. Путем убийств и запугивания японские военные взяли под свой контроль парламент.
В 1942 году военный режим взял под свой контроль Дай Ниппон Бутоку-кай и реструктурировал его в национальную организацию будо, диктуемую военными. Однако новый Бутоку-кай (также называемый «Тодзе Бутоку-кай») не смог заручиться поддержкой отдельных федераций будо, а расширение войны сделало невозможным проведение семинаров или соревнований.
Чтобы избежать экономических санкций под руководством США и установить военное доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, возглавляемое военными правительство Японии в декабре 1941 года напало на Перл-Харбор, чтобы уничтожить Тихоокеанский флот США. Война закончилась взрывом атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки в 1945 году. Безоговорочная капитуляция Японии положила конец Второй мировой войне.
12. Послевоенная Япония и Будо
Союзная оккупация под руководством генерала Дугласа Макартура провела серию радикальных реформ, включая разоружение вооруженных сил, новую конституцию, земельные реформы, расчленение дзайбацу (плутократии) и серьезные изменения в правовых кодексах. Дай Ниппон Бутоку-кай было приказано распустить, а все боевые искусства были временно запрещены, за исключением сумо.
Кониси и Ребу-кан пережили войну, которая уничтожила большую часть Японии и убила многих преданных мастеров боевых искусств. Когда на смену послевоенному хаосу пришел быстрый экономический рост, Кониси усердно работал над возрождением кендо и каратэ-до.
Когда Киеси Ямазаки присоединился к Ребу-кан в 1956 году в возрасте 16 лет, под руководством Кониси кендо и каратэ-до практиковали около 50 взрослых учеников. Ямазаки, который также изучал каратэ в стиле Сетокай во время учебы в колледже, уехал из Японии в Соединенные Штаты в 1969 году, чтобы распространить это искусство на остальной мир.
Как и мастер айкидо Морихей Уэсиба, Кониси подчеркивал, что тренировка будо направлена на формирование характера и создание гармонии между телом, разумом и техникой. Хотя аспекты будзюцу все еще сосуществовали, каратэ Кониси превратилось в будо, которое предназначено для развития физической и умственной силы посредством изучения боевых принципов.
Мастер Дзен 17-го века Такуан определил, что «Кендо и Дзен – это одно и то же». Кониси применил эту философию к каратэ; «Каратэ-до и Кендо (следовательно, Дзен) – одно и то же». Меч и разум исчезли в пустоте, и каратэ-до стало «Кендо с пустой рукой», как и предвидел Мастер Кендо Хакудо Накаяма. Кониси написал следующее стихотворение, описывающее принцип его каратэ:
Кониси был одним из величайших мастеров будо всех времен. Он также был успешным бизнесменом, педагогом и политическим активистом. Он неустанно работал над тем, чтобы сделать каратэ-до респектабельным, и его усилия и покровительство продвигали каратэ-до вперед.
Ясухиро Кониси умер в 1982 году. Его сын Такэхиро сменил Ребу-кан и в настоящее время руководит Синдо Дзинэн-рю в роли Ясухиро Кониси II, которому помогает Киеси Ямадзаки, международный директор Японского каратэ-до Ребу-Кай.
В апреле 1987 года Хартия Будо была учреждена комитетом, состоящим из представителей всех основных дисциплин Будо. Хартия определяет цель будо как «воспитание характера, обогащение способности выносить оценочные суждения и воспитание хорошо дисциплинированного и способного человека посредством участия в физических и умственных тренировках с использованием боевых техник». Традиция будо жива.
Заключительные замечания
История каратэ-до началась не на Окинаве. Это происходит гораздо раньше во времени. Хотя техническое происхождение каратэ-до явно существует в Китае, его философское происхождение связано с традицией будо в Японии.
На самом деле даосизм и дзен тоже пришли из Китая, поэтому можно сказать, что все пришло из Китая. Однако идея будо уникальна для Японии. В китайском искусстве акценты иные.
Обратите внимание, что будзюцу, безусловно, не является меньшим искусством. Просто у него другие цели, чем у будо. Японское слово «гейдзюцу» означает «искусство». Каратэ-дзюцу (каратэ как будзюцу) определенно является искусством, имеющим культурное значение, и его необходимо сохранить как таковое.
Каратэ-до становится безопаснее и, следовательно, технически проще. Вы можете назвать это либо прогрессом, либо разрушением. Однако он движется к своей цели: совершенствованию характера.
Участие каратэ в Олимпийских играх по большей части пойдет на пользу каратэ-до, но может оказаться разрушительным для некоторых школ каратэ-дзюцу, поскольку они могут потерять учеников. Коммерческие додзе каратэ постепенно исчезнут по мере того, как каратэ-до станет популярным. Каратэ-до в основном преподавали в средних школах и колледжах. Однако я верю, что именно это и есть сенсеи. Кано, Фунакоси и Кониси намеревались это сделать. Эти провидцы предвидели образовательную ценность каратэ-до.
Есть веская причина, по которой доктор Дзигоро Кано, основатель дзюдо, активно пропагандировал спорт в Японии, поддерживал МОК и поощрял участие Японии в Олимпийских играх. Ему бы очень хотелось, чтобы дзюдо стало олимпийским видом спорта. К сожалению, доктор Кано скончался (на обратном пути с заседания МОК в Европе) задолго до включения дзюдо в 1960 году.
Доктор Кано был наставником сэнсэя Фунакоси. До своей смерти сэнсэй Фунакоси всегда снимал шляпу и глубоко кланялся каждый раз, когда проходил мимо Кодокана, даже когда ехал на автобусе или поезде. Хотя сэнсэй Фунакоси никогда не одобрял соревнования по каратэ, он никогда не стоял на пути. Вероятно, он сделал бы то же самое в отношении олимпийского движения каратэ.
«Но тот, кто говорит на заимствованном языке, должен быть благодарен, если он может изъясняться понятно». (с) Иназо Нитобе