Мухаммед живет в Екатеринбурге уже 16 лет, получил российское гражданство. Он — предприниматель, владеет небольшим павильоном, где сам же и готовит шаурму. До недавнего времени у него было много покупателей, потому что его продукт всегда вкусный и свежий. Но после теракта 22 марта в подмосковном «Крокусе» количество покупателей снизилось более чем вдвое.
«Прежде всего я хочу принести искренние, от души соболезнования всем русским людям, всем россиянам из-за теракта 22 марта — всем тем, кто потерял своих близких. Я хочу сказать, что все таджики сейчас очень соболезнуют россиянам из-за случившегося, моя мама молится за погибших, Поверьте: мы не террористы, мы любим и уважаем русских людей», — говорит Мухаммед.
Мухаммед рассказал, что после теракта его забрали в полицию. Кроме него туда привезли много таджиков, людей держали часами. По словам Мухаммеда, полицейские обращались с ними грубо, ругались матерными словами. Среди тех, кого привезли, была женщина с грудным ребенком, так ей запрещали его кормить.
«Сейчас рейтинг Таджикистана упал на дно. Поэтому я хочу сказать, что нельзя всех таджиков считать террористами. Неправильно, что из-за четверых человек страдает десятимиллионный народ. Ислам – это не религия террористов, наша религия про любовь. Сейчас идет священный месяц Рамадан, когда нельзя даже муху обидеть, не то, что убить человека. Какие они мусульмане после этого? Меня еще отец учил: относись с уважением к людям, тогда и тебя будут уважать. Я так и живу. И прошу всех, чтобы к таджикам тоже проявляли уважение и вежливость», — продолжает Мухаммед.
Он рассказал, что, когда приехал в Россию, работал у русской женщины Екатерины Вячеславовны. Она тоже занимается уличным фаст-фудом и всему обучила Мухаммеда. О ней он вспоминает только с благодарностью.
«Она очень помогала мне, я ее потом матерью стал называть, так много хорошего она мне сделала. У меня есть русские друзья, они звонят мне, поддерживают, успокаивают. Но после 22 марта стало тяжело жить. Идешь по улице, едешь в автобусе, а на тебя поглядывают как на террориста», – продолжает Мухаммед.
Мухамед снимает жилье у одного хозяина уже пять лет. Как признается предприниматель, после теракта в «Крокусе» хозяин не потребовал от него освободить квартиру.
«Выхожу из дома, а меня соседка спрашивает: «Ты бомбу дома оставил?» Я говорю: «Вы меня сколько лет знаете, видели за мной что-то плохое? Молчит в ответ». А другая соседка сказала дочери, чтобы та не ходила гулять, пока я дома. Некоторые люди приходят в павильон и оскорбляют. Приходил один парень, стал ко мне на английском обращаться. Когда русская женщина, которая тоже зашла купить, его одернула, он говорит: «Что, уже и поиздеваться нельзя?» А позавчера пришли двое, купили шаурму, а потом тут же бросили ее на пол и растоптали ногами. Это же хлеб! Как такое вообще можно делать? Есть люди, которым есть нечего, а они так поступают», — рассказывает Мухаммед.
Мухаммед говорит, что президент Таджикистана Эмомали Рахмонов зовет всех таджиков возвращаться домой, если им стало сложно жить в России. По данным Мухаммеда, за неделю в Таджикистан со всей России уехали порядка 5 тыс. человек.
«После того, как курс рубля упал, доходы примерно сравнялись. Теперь нет особой разницы, где ты работаешь – в Таджикистане или России. А ведь мы пользу приносим: работаем, платим налоги – все это в России остается, это ведь с собой не увезешь», — говорит Мухаммед.