Теракт в «Крокус Сити Холле», унесший жизни 144 человек, Следственный комитет напрямую связал с Украиной. По версии следствия, координатор, руководивший действиями нападавших через Telegram, пригласил их в Киев, чтобы выплатить вознаграждение. Уголовное дело уже передано из подразделения «общественной безопасности» СКР в управление по расследованию военных преступлений, геноцида и реабилитации нацизма, сотрудники которого с 2014 года разбираются в событиях в Донбассе. По делу между тем арестован девятый фигурант, который признал вину.
По данным “Ъ”, уголовное дело о теракте (ч. 3 ст. 205 УК РФ) еще 22 марта возбудил старший следователь по особо важным делам Александр Кузнецов из управления по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности Главного следственного управления СКР. Руководство комитета доверило ему столь важное расследование неслучайно: именно полковник Кузнецов в свое время разбирался в обстоятельствах совершенных в 2010 году смертницами терактов на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры», в которых погиб 41 человек и еще 88 получили ранения.
Учитывая масштабы теракта в «Крокусе», группу полковника Кузнецова расширили за счет сотрудников других управлений главка, а затем в руководстве комитета и вовсе решили передать дело в управление по расследованию военных преступлений, геноцида и реабилитации нацизма, сотрудники которого с 2014 года разбираются в преступлениях, совершенных украинскими националистами, ВСУ, СБУ и прочими. К производству его принял начальник управления полковник Максим Денисов. При этом и следователь Кузнецов остался в группе.
В пятницу именно он ходатайствовал в Басманном райсуде об аресте очередного, уже девятого фигуранта — выходца из Таджикистана 24-летнего Назримада Лутфуллои. По версии следствия, он переводил поступившие террористам деньги из криптовалюты в рубли.
Задержали Лутфуллои на следующий день после теракта за мелкое хулиганство. В рапорте полицейских говорилось, что фигурант, которого проверяли на причастность к происшедшему в «Крокусе», вел себя «вызывающе, дерзко, нецензурно выражался, оказывал неповиновение, пытался вырваться и грубил». За это, несмотря на признание вины, Преображенский райсуд дал ему 15 суток административного ареста.
В Басманный суд Лутфуллои доставила полиция и сотрудники ФСБ, его поместили в стеклянный «аквариум». На этот раз фигурант не сопротивлялся и не грубил, а сидел низко опустив голову то ли оттого, что у него болел живот, то ли чтобы лицо не попадало в кадр.
Судья первым делом спросил у переводчика, понимает ли его обвиняемый или нет? Лингвист что-то спросил у фигуранта по-таджикски, и тот утвердительно кивнул. После этого судья попросил объяснить фигуранту, что тот может отвечать напрямую по-русски или через переводчика на родном языке. Последовал утвердительный ответ на русском.
Кстати, в Преображенском суде Лутфуллои от предложенных услуг переводчика отказался.
В ответ на просьбу назвать дату рождения обвиняемый по-русски произнес:
— Ноль один, ноль один, две тысячи.
Образование у него оказалось высшим, но непонятно, где он его получил. Семьи и работы у предполагаемого пособника террористов не было. Зарегистрирован фигурант, по его словам, в Пянджском районе Таджикистана.
— Московская регистрация есть? — поинтересовался судья.
— Район метро «Щелковская».
— Он точно не знает,— добавил переводчик.
В деле был записан адрес на Монтажной улице.
Следователь ГСУ СКР Кузнецов попросил провести дальнейшее слушание в закрытом режиме, чтобы прозвучавшие сведения не могли использоваться в интересах других обвиняемых.
Минут через десять судья огласил решение об аресте до 22 мая, в постановлении не говорилось, что защита предлагала альтернативные пребыванию в СИЗО «Лефортово» варианты в виде домашнего ареста или запрета определенных действий.
Зато адвокат сказала журналистам, что ее подзащитный признает вину частично, но что это означает, расшифровывать не стала, сославшись на тайну следствия.
Само следствие сообщило, что действия четырех основных фигурантов, которых после теракта задержали в Брянской области и арестовали в воскресенье, как на этапе подготовки, так и после вооруженного нападения в «Крокус Сити Холле» координировал мужчина, использовавший некий псевдоним. Для этого он отправлял голосовые сообщения через мессенджер Telegram.
«По указанию координатора террористы после совершения преступления на автомобиле поехали в сторону российско-украинской границы для последующего ее пересечения и прибытия в Киев для получения обещанного им вознаграждения»,— отметили в СКР.
Напомним, что об украинском следе в теракте ранее заявляли президент Владимир Путин, председатель СКР Александр Бастрыкин и директор ФСБ Александр Бортников. Лидеры западных стран, опираясь на появившееся вскоре после нападения заявление ИГ (запрещенная в России террористическая организация), считают, что преступление могли совершить исламские экстремисты, а украинская версия не доказана.